Маркетинг в широком понимании - процесс социально-управленческий, при помощи которого отдельные люди и группы людей получают то, что им необходимо, путем создания товаров и/или услуг и их обмена. Сегодня все большее значение придается совершенствованию экономических методов управления на основе принципов маркетинга. Эффективное управление маркетингом в условиях рыночных отношений стало насущным научно-практическим вопросом.
Современной методологией в области управления и маркетинговых решений становится системный поход. Управление маркетингом предполагает совокупность множества элементов, таких как цели и задачи предприятия, его структура, функции предприятия, кадры, методы работы, техническое обеспечение производства и управления. Файоль в начале XX века сформулировал принципы управления, и многие из них актуальны и сегодня. Это разделение труда, определение полномочий и ответственности, единоначалие, дисциплина, единство управления, подсинение личного интереса общему, вознаграждение сотрудников, инициатива, корпоративное сознание.
Управление маркетингом - сложнейший процесс воздействия субъект/объект, в котором субъектом выступает руководство, менеджмент, а объектом - маркетинговые процессы и субъекты маркетинговой системы. Управление маркетингом заключается в планировании, организации и системе контроля; при этом функциями управления являются регулирование, учет, мотивация и такие специфические функции, как анализ и прогнозирование. Все эти составляющие ориентированы на повышение эффективности маркетинговых процессов, они нуждаются в разработке во взаимосвязи друг с другом, ориентированной на специфику рыночной деятельности предприятия.
Управление маркетингом в современных условиях требует применения системы стратегического планирования с определением приоритета стратегических задач, с анализом конкурентной борьбы и позиции предприятия в этих условиях и, соответственно, выбора стратегий с наибольшей эффективностью. Оперативное планирование определяет ближайшие цели предприятия и текущие программы и бюджеты для каждого подразделения предприятия. Стратегическое планирование осуществляется не для подразделений, а согласно общим проектам, определенным направлениям деятельности.