|
|
Родители развелись, Когда мне исполнилось 3: После пяти лет брака Мама-экономист приняла решение, ЧТО Они с папой-художником Не сошлись характерами. Раз в месяц Он навещал меня. Как В настоящее время помню: в назначенный день уже с самого утра была в " боевой готовности " - надевала гэдээровский малиновый комбинезончик. Как только лисья шапка, плавно перетекающая в рыжую бороду, появлялась в дверном проеме, Я тащила родителя гулять. Цепко держалась за шершавую руку. Вот, пусть все видят: у меня тоже есть Отец! Но никто из знакомых ребят этих показательных прогулок так И Не увидел. А завтрак в садике опять начинался с вопроса: " отчего за тобой только Мама приходит?" Вырисовывая на тарелке узоры из манной каши, Я мямлила ЧТО-то про папину работу. А однажды После такого допроса мой друг Паша отозвал меня в уголок И великодушно внес инициативу своего папу " напрокат ": " Не навсегда, на время. Я с ним уже Почти договорился "... Драма мягких игрушек Почти треть детей из распавшихся семей начинает хуже учиться, у каждого 5-го хромает дисциплина. После развода родителей 5-6-летние ребятишки нередко испытывают чувство вины, 7-8-летние - злость И обиду, Чаще всего направленную на отца, 10-11-летние - обиду на обоих родителей. Главное - помнить: ребенок будет жить психическим состоянием того родителя, с которым останется. Если взрослый испытывает сильную неприязнь, стремление отомстить, тогда шрамы от развода останутся в душе И у ребенка на всю жизнь. И так или иначе Нельзя кидать все на самотек, надеяться, ЧТО Малыш повзрослеет И сам все поймет. Чем помочь ребенку в этой тяжелой ситуации? Советы дает детский психолог-педагог Майя Куликова. СИТУАЦИЯ." Несколько месяцев назад мы с мужем приняли решение подать документы на развод: за четыре года наш брак превратился в формальность. Но мы Не знаем, Как объяснить дочке (Недавно ей исполнилось пять), ЧТО Отец Теперь будет жить отдельно ". Майя Куликова: " тут все зависит от возраста ребенка. Как правило, до 4-х лет объяснять малышу все перипетии взрослой жизни Не стоит. На помощь родителям имеют возможность, к примеру, прийти мягкие игрушки И кукольный театр. У экспертов этот метод называется " психодрамой ". Разыграйте для ребенка сценку: " Жил-был медведь, однажды Он встретил медведицу И влюбился в нее. Они поженились, И у них была рождена доченька. Но потом папе И Маме стало трудно жить вместе, И Они поругались. Мама сказала: " Ты поздно приходишь, Не даешь мне спать ", Папа-медведь ответил: " А Ты злишься на меня, кричишь ". Когда ребенок увидит ситуацию от, переживет ее, для него станет легче сопоставить ее с отношениями между родителями. Пятилетний ребенок уже достаточно подготовлен, что��ы понимать взрослые проблемы. Можно рассказать малышу про то, ЧТО семья создается по любви. Когда любовь проходит, уже Нет смысла быть вместе. более часто Говорите о любви СИТУАЦИЯ. В автобусе едут Мама, бабушка И мальчуган лет пяти. Малыш показывает в окно: - Ма, Ма! Смотри! Вон Отец на автомобиле едет! - Нет, Жень, Это Не наш Отец едет, Это чужой дядя. - А Когда наш Отец вернется? Я для него вчера в детском саду солдата пририсовал... в разговор вмешивается бабушка: - Отец уехал к другой тете. Мать делает бабушке " страшные глаза ". - Женечка, папу на работе задерживает начальник, Вот Он И Не может приехать. Майя Куликова: " Мама с ребенком - жертвы серьезной душевной травмы. Маме следовало сразу СКАЗАТЬ мальчику об уходе отца. Теперь эта СИТУАЦИЯ порождает в душе ребенка смятение, одни лишь вопросы. Обман - Не выход из создавшегося положения. Малыш обязан знать правду, какая бы горькая она ни была. Он имеет на Это полное право. Можно привести для него примеры из реальной жизни: " у Сережи из твоего садика Родители тоже развелись ". Но подойдут тут И сказки, мультфильмы: " Золушка ", " Гендель И Гретель ". Это дает возможность ребенку почувствовать, ЧТО подобное происходит Не с ним одним ". СИТУАЦИЯ." В настоящее время дочке девять лет. Папа ее с нами Не живет, приезжает редко: мы развелись, Когда Леночке было пять. Сперва она сильно переживала, потом вроде успокоилась. Но В настоящее время, Если Я иду выносить мусор или загляну к соседям, Лена начинает плакать, кричит: " Мама, вернись!" Когда собираюсь на рабочее место - та же история..." Майя Куликова: " Такое поведение свойственно многим детям из распавшихся семей. Отец ушел, Сейчас Они боятся потерять единственного оставшегося близкого человека. Можно так прямо И спросить: " Ты ЧТО, боишься, ЧТО Я от тебя уйду? Да Это Ты от меня можешь уйти, Когда вырастешь И выйдешь замуж. А Я от тебя никуда Не денусь ". Девочка явно испытывает нехватка любви. Говорите ей Как Можно более часто, ЧТО вы ее любите, ЧТО она у вас единственная ". СИТУАЦИЯ." Дочка Не помнит отца - мы расстались, Когда она была буквально маленькой. Не так давно меня вызвала в школу учительница, сказала, ЧТО дочь безостановочно придумывает небылицы про папу: то Он работает ветеринаром в Африке - лечит слонов, то лежит в клинике. А Не так давно сказала, ЧТО Отец - диктор на телевидении, наверное, что��ы все увидели его " вживую ". Майя Куликова: " в классе наверняка существует И другие дети, которые воспитываются только одним родителем. Вероятнее всего есть еще какие-то факторы, которые заставляют девочку чувствовать себя неполноценной, А объясняет она Это для себя отсутствием отца. Надобно поднять самооценку ребенка, поняв, в Чем истинная причина его поведения ". ФРАЗЫ-ТАБУ " Отец нас бросил " Не примеряйте на ребенка " костюмчик жертвы ", скроенный для себя, любимой. Эти слова имеют возможность посеять в душе маленького человечка зерна страха: Раз Отец меня бросил, Это означает, может уйти И Мама, бабушка. Я останусь буквально один. Это приводит к чувству тревоги, истерикам. А в будущем может перерасти в неврозы И трудности в общении со сверстниками. " Отец уехал, Но несомненно вернется " Если вы точно знаете, ЧТО Папа ребенка никогда больше Не возникнет в его жизни, Не стоит давать малышу ложную надежду И культивировать чувство обманутых ожиданий. " Отец придет, Если Ты будешь хорошо себя вести " Нельзя шантажировать ребенка отцовской любовью. Само собой, ради исполнения одного из наиболее заветных желаний маленький человек будет следовать вашим условиям. Но несоответствие проявится сразу: " Я веду себя хорошо, А Отец все Не приходит ". " Отец - плохой человек " у малыша обязан создаться положительный или Хотя бы нейтральный образ одного из наиболее приближенных ему людей. В будущем типаж " отца-негодяя " усиливает вероятность приведения к появлению у ребенка всевозможных комплексов И психологических проблем. " Отец умер " (погиб при исполнении особо важного задания И Т. П.) определенные Родители идут на аналогичный Обман, пытаясь избавить себя от бесконечных расспросов. Но известие о гибели близкого человека - очень большой стресс для детской психики. Правда рано или поздно всплывет, И у ребенка останется ощущение, ЧТО его обманывали всю жизнь. ЧТО СКАЗАТЬ " Отец - хороший человек, Но мне Не нравились его реальные поступки: Он поздно приходил домой, Не помогал по дому..." " Отец нас Не бросил - мы просто приняли решение, ЧТО будем жить отдельно ". " Хотя у отца Теперь другой дом, Это Не Это означает, ЧТО Он стал тебя меньше любить. Он всегда будет твоим папой " .
|