ISO 9001:2008 (Система менеджмента качества) прошла долгий путь более чем в пять десятилетий с момента разработки в оборонной промышленности. Изначально стандарт был создан для обеспечения качества продукции и непрерывности процесса, проводимого работниками оборонного сектора. Конечно, существуют другие стандарты, например ISO 22000, но ISO 9001:2008 является основным для предприятий. Ключевые даты в истории СМК описываются ниже.
1969 - правительственный комитет представил доклад с рекомендациями поставщикам оцениваться по общим стандартам качества.
1971 - BSI (Британский институт стандартов) опубликовал BS 9000 - первый стандарт Великобритании для обеспечения качества в электронной промышленности.
1974 - Опубликован BS 5179 `Руководство по обеспечению качества`. Поставщики теперь могут продемонстрировать качества клиенту через сторонние оценки.
1979 - Публикуется BS5750 как кульминация интеграции между BSI и промышленностью в 70-х. Этот документ заменил собственные стандарты в ключевых отраслях.
1987 - Начальные сертификации ISO 9000:1987. Он имел ту же структуру, что и BS5750 и больше подходит для повышения эффективности производства с акцентом на соответствие процедур, а не общие процессы управления.
1994 - Стандарт проходит свой первый пересмотр и становится ISO 9000:1994. Упор делается на создании качества, стремлении выявить и предотвратить возможные отклонения до их возникновения. Однако, как и его предшественника, многие компании приняли требования очень буквально, создали много обоснованных документов и получили слишком много бюрократических механизмов на предприятии.
2000 - стандарт пересмотрен еще раз, и теперь стал называться ISO 9001:2000. На этот раз, он сосредоточился преимущественно на концепции процессного управления в попытке создать `документированную систему`, а не `систему документов`. Акцент теперь поставлен на постоянное совершенствование процессов и мониторинге удовлетворенности клиентов. Были введены следующие восемь основных принципов:
- Улучшение согласованности и отслеживаемости;
- Расширенная ориентация на клиента;
- Ориентированность руководства;
- Участие людей;
- Системный подход к менеджменту;
- Постоянное улучшение;
- Фактический подход к принятию решений;
- Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
2008 - последняя опубликованная версия стандарта ISO 9001:2008. Незначительные изменения вносятся в уточнения существующих пунктов и укрепление связей между другими стандартами управления.