Методы снабжения
В настоящее время существует несколько методов снабжения. Каждая из систем управления закупками ориентирована на конкретную потребность производства.
Программное планирование закупок, `Канбан` и `Точно в срок`
Программное планирование закупок MRP (Material Requirements Planning) - предложенная американскими специалистами система управление закупками, основанная на производственной программе предприятия, при которой отдельные комплектующие поставляются по мере необходимости. Процесс планирования закупок MRP включает три уровня. На первом разрабатывается программа производства. На втором уровне распределяются материальные ресурсы с учетом выявленных потребностей. На третьем уровне осуществляется оперативное управление закупками. При этом результаты выполнения плана (отклонения) передаются на первый уровень. Образуется замкнутая цепочка. Японские экономисты фирмы `Тойота` развили систему MRP и предложили метод `Канбан`. Информация о потребностях передается с помощью специальных карточек. Главная цель системы `Канбан` - это нулевые запасы.
Система `Канбан` лежит в основе концепции `Точно в срок` (ТВС, Just In Time). Основная идея этого принципа заключается в том, что поставки материалов сразу в нужные точки производства в соответствии со строгим временным графиком позволяют сэкономить на хранении запасов на складах. Готовая продукция также сразу отгружается покупателям, минуя склады. При ТВС материалы поставляются небольшими частыми партиями, что требует определенных договоренностей с поставщиком.
Заключение контрактов с поставщиками на длительную потребность пропагандирует система снабжения производства по запросам. Запросы содержат данные о скорректированных потребностях.
Метод управление закупками с помощью прогнозных показателей предполагает прогнозирование на определенном уровне спроса на большой объем закупок. Далее объемы поставок корректируются в соответствии с фактическим спросом.
Существует электронно-информационный метод снабжения, в ходе которого заказы поступают по телекоммуникационным каналам связи. Общение между поставщиком и закупщиком происходит также посредством компьютера.