![Армии мобильных клиентов объединят через год [25.01.2006 22:56]](/pictures/25/40678.jpg) |
|
Стена между армиями prepaid И postpaid клиентов имеет возможность быть разрушена. Объединение баз станет возможным из-за переходу на конвергентный биллинг, но случится Это в лучшем случае через год на сегодня большинство операторы позиционируют конвергентный биллинг (далее - КБ) как конечный продукт, ориентированный на клиента (счета за многочисленные сервис в одном счете) - С одной стороны, И как платформу, которая объединяет две разные Системы - С обратной. Совмещение пакетного биллинга И препейд-платформы облегчит управление счетами клиентов, даст возможность вести учет разных интегрированных услуг. Стена между prepaid И postpaid абонентами в общем случае, абоненты мобильных операторов делятся на две основные группы: кредитные (postpaid) И карточные (prepaid). Первые сначала говорят, а после платят, вторые - сначала платят, потом говорят. С целью тарификации кредитных (postpaid) клиентов необходима биллинговая система: по настоящему база данных, в которую загружаются Записи, содержащие детальную данные о разговоре (CDRs - call detail records), которые генерируются коммутатором мобильной связи (MSC - mobile switch center). Эти Записи содержат всю данные о звонках: номер клиента, вызываемый номер, время вызова И Т. Д., логический механизм обработки этих записей (в соответствии С каким-то тарифным планом) И интерфейс С целью управления. часто биллинговая система состоит из сервера И дополнительного аппарата (mediation device, MD) - буферного компьютера, который занимается конвертацией CDR записей в удобный формат С целью импорта в Список данных. Записи загружаются, обрабатываются И в итоге выдаются в форме абонентских счетов. С целью тарификации иных сервисов/услуг (SMS, GPRS, WAP/MMS И Т. Д.) надобно Сделать шире биллинговую систему дополнительными промежуточными устройствами (MD), обрабатывающими свои потоки записей. Препейд-технологии облегчают оператору предоставление услуг телефонной связи. С целью тарификации препейд-абонентов необходима дополнительная " интеллектуальная " платформа. Коммутатор Не проключает вызов звонящего клиента напрямую, а посылает запрос на платформу. Там запрос обрабатывается, И Если Все проверки прошли нормально (у клиента есть средства на счете, он размещается в активном состоянии И Т. Д.), то платформа посылает обратно на Коммутатор " разрешение " на дальнейшее соединение И " следит " за разговором (чтобы абонент Не ушел ниже нулевой отметки его счета). Если же счет клиента опустился до нулевой отметки, то система разъединяет вызов. С целью обеспечения подобной " интеллектуальности " платформы требуется сильно больше оборудования: как минимум блок сопряжения С коммутатором И блок С целью интерактивного общения С абонентом плюс база данных покупателей. Помимо этого, нужен также логический блок С целью вычисления тарифа " на лету " - до проключения вызова. благодаря разницы в техническом обеспечении И технологиях обработки учетные Записи постпейд И препейд клиентов находятся в физически различных системах, которые Даже полноценно Не объединены логически. В таком случае сразу же возникают проблемы, связанные С предоставлением единой формы отчетности, сбора статистических данных, а Очень важное - управления счетами этих клиентов. Не говоря об усложнении схемы перехода клиентов между группами. Суть конвергентного биллинга разрешение ситуации напрашивается само собой - объединить две Системы в одну. По факту, Сделать базу данных единой как С целью биллинговой Системы, так И С целью препейд-Системы. С одной стороны " оставить " Все признаки обычной биллинговой Системы, С обратной - подключить " интеллектуальные " блоки из препейд-Системы. В современном понимании конвергентный биллинг - Это универсальная биллинговая система, объединяющая ставшую традиционной биллинговую систему (пакетный биллинг) И систему препейд, обеспечивающую тарфикацию в реальном времени (real-time charging). Внедрение Системы КБ дает массу преимуществ перед разделенными системами. Появляется Одна точка взаимодействия со всей абонентской базой мобильного оператора (от управления счетами до получения аналитической отчетности), что приводит к экономии технических И человеческих ресурсов. Оператор получает Не менее гибкую И в конечном счете Не менее простую С позиции эксплуатации систему биллинга, которая уже становится центральным звеном при обработке информации в цепочке абонент -оборудование - эксплуатация - обработка. На техническом уровне конвергентный биллинг дает возможность проще интегрировать разные дополнительные сервис - SMS, WAP/MMS, GPRS, различный контент И Т. Д. Предположим, вводится в использование система, обеспечивающая новую дополнительную услугу - мобильный телетекст. С целью ее тарификации новое специализированное оборудование надобно связать как С обычной биллинговой системой, так И С препейд-платформой. В случае КБ точка интеграции будет Одна. Это сразу же порождает возможность Не менее гибкой тарификации клиентов И дает возможность сильно сократить сроки ввода в использование той или другой дополнительной сервис. Оператор сразу будет иметь возможность предложить абонентам массу дополнительных сервисов, которые были недоступны или труднореализуемы в разделенных системах. К примеру, родители ребенка являются постпейд-абонентами, а их ребенок препейд. В рамках единой Системы нетрудно реализовать " межсчетовое " сотрудничество: ввести возможность управления счетом ребенка И при необходимости перевести его в состояние постпейд И обратно (Если разрешено тарифным планом). Еще один плюс от внедрения КБ - легкость платежа: Появляется возможность применения единых карт оплаты как С целью препейд, так И С целью кредитных клиентов. Кредитный абонент будет пополнять счет в данном случае опосля того, как произвел какое-либо число вызовов. Возможна также интеграция С Интернетом, предоставление VPN (virtual private network) соединения - Все, что угодно. Проблема Не в деньгах... отчего же Все мобильные операторы до этого времени Не перешли на конвергентный биллинг? Существует ряд проблем как от производителей систем КБ, так И от операторов. Основной недостаток: данный продукт является в отношении новым. Список поставщиков на сегодня уже довольно внушительный: Alcatel, Amdocs, Comverse, Convergys, CSG Systems, Ericsson, Huawei, LHS, Orga Systems, Portal Software, AsiaInfo, Basset, Boston Communications Group (BCGI), Domital, Ferma, Homisco, InterVoice, Lightbridge, LogicaCMG, Mind, Nokia, Peter-Service И Т. Д. У каждого - свои особенности, собственный подход. И совершенно непонятно, какие решения оправдают себя, а какие столкнутся С серьезными недостатками. Сделать осознанный выбор невозможно. С целью разработчиков конвергентный биллинг - непростая задача. Даже только технические решения сопряжены С определенными трудностями: базу данных Сделать единой С целью 2-х систем в отношении просто, но специфика систем накладывает определенные лимиты. Системы пакетного биллинга преимущественно являются OLAP-системами (ориентированы на обработку большого количества записей, необходимость индексации множества полей, И Т. Д.), а в Это же время prepaid-Системы являются OLTP-ориентированными системами (необходимость мгновенной обработки данных, И как следствие невозможность обработки больших массивов, уменьшение индексов И Т. Д.). Одна из главных проблем - построение реально открытой Системы Для облегчения интеграции оборудования, позволяющего дополнительные сервисы. Помимо этого, ввод КБ в использование подразумевает замену одной или 2-х из существующих систем, что, естественно, сопряжено со значительными финансовыми затратами (интеграция, миграция данных, перенос/модификация тарифных замыслов И Т. Д.) без сомнения, Это Еще затронет И административно-организационную структуру мобильных операторов. Перспективы И выводы Вывод напрашивается автоматически: рано или поздно конвергентный биллинг придет на замену существующим системам, И единственная из веских причин - предстоящий скачок в области мобильных приложений, переход к сетям следующего поколения. Все Это потребует значительных финансовых затрат И пересмотра части концепций ведения бизнеса. Первые, кто отреагировал на меняющуюся ситуацию на рынке - производители биллинговых систем И разработчики prepaid-технологий. В этой области наблюдается тенденция к тесному сотрудничеству в виде OEM-партнерства или же слияния бизнесов 2-х разных направлений. Предположительно через год будет накоплен определенный опыт эксплуатации систем КБ, И, как следствие, возникнут Не менее " отшлифованные " продукты. в РФ, по всей видимости, технологии КБ будут реально востребованы как раз к этому времени. Тем Не менее, как показывает практика, российские операторы проявляют большую осторожность при внедрении новых технологий по сопоставлению С европейскими операторами (масштабность территории порождает географическую разнесенность систем, увеличение децентрализованных систем обработки данных, И Т. Д.). Так или иначе, те из операторов, кто готовится заранее к внедрению систем конвергентного биллинга, находятся в Не менее выгодном положении С позиции перспектив развития бизнеса. Казис Лаврентьев
|