It's Now!
ПОЛИТИКАНАУКА И ТЕХНИКА
ЭКОНОМИКАКУЛЬТУРА И ШОУ-БИЗНЕС
ОБЩЕСТВОСПОРТ
ПРОИСШЕСТВИЯЗАРУБЕЖНЫЕ
 Т   Ц 
 В   В 
 О   Е 
 Й   Т 

Экономика
Экономика. Хроника.
21.12.2005 21:00

5 людей, контролирующих мировой рынок нефти

5 людей, контролирующих мировой рынок нефти [21.12.2005 21:00]

За последние годы Нефтяной рынок кардинально изменился.

Причина нефтяных встрясок 1970-х и 1980-х годов была проста: значительное и внезапное уменьшение поставок. Когда поставки возобновились, Цены на нефтепродукты упали.

Однако нынешнее энергетическое потрясение, за время которого Цены на нефтепродукты увеличились вдвое С 2003 года, имеет другую природу. Свою роль в нем снова играет нестабильность поставок вследствие ураганов в Мексиканском заливе и американского вторжения в Ирак. Однако главной причиной является кардинальный сдвиг в глобальной энергетической системе, который длится уже 25 лет: мировая потребность в нефти увеличивается быстрее, чем способность промышленности ее удовлетворить. Еще под конец 1990-х годов были излишки. Теперь лишней нефти на практике не осталось, пишет WSJ.
за кризисом стоит сочетание серьезных сил: стремление ОПЕК защититься рыночных потрясений; акцент нефтяных боссов на прибыли, а вовсе не на поисках нефти; появившееся у Китая пристрастие К нефти; давнее пристрастие К ней Америки; Новая роль инвесторов на энергетическом рынке. Сыграли роль Еще и решения отдельных людей в разных странах: саудовского министра, британского нефтяного барона, пекинского профессионала.

Царь ОПЕК

в раннем детстве Али Наими пас овец в Саудовской Аравии. Он увеличился и стал самым могущественным человеком в энергетической промышленности из-за своему умению пасти более сложное стадо - страны ОПЕК, пишет WSJ.

Наими начал карьеру мальчиком на побегушках в гигантской Нефтяной организации королевства, где навещал школу для одаренных провинциалов. Потом Его отправили в Стэнфорд, где Он получил степень магистра геологии, и Он быстро увеличился, став начальником организации. К 1995 году, Когда Он стал нефтяным министром Саудовской Аравии, в промышленности было множество дополнительных мощностей для увеличения добычи в результате энергичной разведки начала 1980-х.

Будучи главой крупнейшего в мире производителя, Наими был фактическим лидером ОПЕК и определял стратегию. Картель обязан был вести себя как центральный банк - единый, технократичный, опирающийся в собственных действиях на данные, а вовсе не на внутреннюю политику. Так как у производителей ОПЕК были бездействующие месторождения, им не нужно было осваивать свежие. Чтобы не создавать излишков, ОПЕК была вынуждена ограничить приток нефти в закрома клиентов.

под конец 1990-х годов Наими заинтересовался коммерческими запасами нефти американского Среднего Запада, ключевого сегмента крупнейшего мирового рынка. Если накопления станут меньше определенного уровня, считал Наими, Цены поднимутся и ОПЕК надо будет открыть вентиль. Если Они поднимутся выше потолка, ОПЕК надо будет Его закрыть.

Это была дерзость: иностранный чиновник пытался влиять на ключевой экономический индикатор самой могущественной страны мира. Однако в столице США ОПЕК никто не противостоял: Наими пожелал удержать Цены от большого повышения, При котором мировой рост и Спрос на нефтепродукты замедлится, и Штаты Это устраивало.

Однако оказалось, что в базирующейся на цифрах стратегии Наими есть слабое место: неточные данные. К моменту, Когда стало ясно, что Спрос увеличивается, а вовсе не падает, ОПЕК свела на нет прослойку, необходимую для того, Чтобы сдержать рвущиеся вверх Цены.

Лишь не так давно Саудовская Аравия увеличила добычу и начала инвестировать в свежие месторождения. Однако Эти шаги запоздали, говорит Наими: " Цены продолжают расти. Их влияние на Спрос огромно ".

Китай: пожиратель топлива

Джейсон Ю увеличился в Пекине и каждое утро ездил в школу на велосипеде. В прошедшем году 38-летний бухгалтер забросил велосипед, занял 33 тыcячи долларов и приобрел черный Volkswagen Passat.

Новая машина Ю помогает объяснить одну из главных причин нефтяного падения - энергетическую ненасытность Китая. Профессионалы, подобные Ю, который зарабатывает больше 20 тыс. долларов в год, ринулись на автомобильный рынок, способствуя превращению Китая во второго После Америки крупнейшего потребителя топлива.

Когда в 1980-е годы Китай решил реформировать Свою экономику, государственные планировщики заявили автомобилестроение двигателем повышения. Они пригласили в страну зарубежных производителей и сделали предложение банкам облегчить кредитование покупателей. Они субсидировали бензин, установив потолок цен: Сегодня Он стоит предположительно 1 доллар за галлон, Тогда как в США больше 2 долларов, а в Англии 6 долларов. В то же время горожане стали зарабатывать достаточно, Чтобы позволить себе автомобиль.

Сегодня по дорогам Китая колесит 27 млн машин, Тогда как в 1995 году Их было всего 10 млн. По прогнозу правительства, К 2010 году Их количество удвоится. На долю Китая приходится около 40% увеличения мирового спроса на нефтепродукты в последние четыре года. В прошедшем году одной из причин стало применение нефти для производства электроэнергии во время отключений электричества, Но автомобильное безумие по-прежнему оказывает давление на нефтяные рынки так же, как Спрос китайской отрасли.

Когда Китай открылся в 1970-х - 1980-х годах, Ю увлекся западными фильмами." само собой, нам хотелось иметь то, что мы видели в кино ", - заявил Он. Он наиболее мечтал о машине. В 1997 году Он стал клерком Charna Chemicals & Pharmaceuticals, и Его босс вручил ему ключи от машины, принадлежавшей организации. В 2002 году Пекин отменил правила, ограничивающие количество новых моделей, которые разрешается продавать иностранным производителям. Цены упали, и в мае 2004 года Ю приобрел собственный Passat.

Ю знает о неприятностях, которые причиняет Его автомобиль: пробках на пекинских улицах и смоге. Но машина дает ему свободу, говорит Он: " Нельзя требовать, Чтобы человек не захотел от свободы ".

Нефтяной барон

в сентябре 1996 года Джон Браун собрал совет директоров British Petroleum в 1-ом из берлинских отелей. Он второй год работал генеральным руководителем BP и решился на дерзкую просьбу: разрешить ему обнаружить партнера для слияния. Два дня Он излагал собственный план: BP, в прошедшем государственная Фирма, нуждается в доходах Через крупную сделку, которая даст возможность со временем увеличить прибыли, сократив расходы.

Лорд Браун - английская королева сделала Его пожизненным пэром - получил то, чего пожелал, и Два года спустя BP слилась С Amoco Corp.; стоимость вопроса составила 52 млрд долларов. Через несколько месяцев Он согласился купить Atlantic Richfield Co. После договора С Amoco началась лихорадка консолидаций: Exxon слилась С Mobil, Chevron - С Texaco, а французская Total поглотила европейских конкурентов.

Эти договора привели К уменьшению расходов в западных нефтяных компаниях, которое Через пятнадцать лет достигло кульминации, и инвесторы ликовали. Но результатом консолидации и снижения расходов стало резкое падение инвестиций в разведку новых месторождений. Индустрия оказалась неготовой К быстрому освоению нового сырца, Когда подскочил Спрос.

в былые времена нефтяная отрасль периодически замещала добытую нефть новыми находками. В последние 2 года ей Это не удается, подчеркивает консалтинговая компания Wood Mackenzie. По результатам экспертизы этой шотландской организации, для полного замещения расходы промышленности на разведку обязаны увеличиться более чем вдвое, на 30 млрд. долларов в год. Доступ промышленности К новым месторождениям и оборудованию ограничен, К тому же она потеряла такое число инженеров, что " просто не приспособлена К инвестированию на таком уровне ", отмечала Wood Mackenzie.

в грубоватом бизнесе Лорд Браун выделяется как знаток вин, фотограф и коллекционер произведений искусства. Но Его страсть К сокращению расходов неутолима. В 3-м квартале 2005 года BP заработала 6, 46 млрд долларов При объеме продаж в 97, 7 млрд. Лорд Браун заявляет, что доллары, потраченные на поиск нефти, - Это неадекватная мера, Поскольку современные технологии дают нефтяным компаниям возможность больше получать С долларов, потраченных на разведку." Большая нефть ", говорит Он, Это уже не бизнес авантюристов, ищущих нефть любой ценой.

Вашингтонские политики винят нефтяных королей в том, что Они спровоцировали нынешний кризис, чрезмерно увлекшись краткосрочной выгодой. Лорд Браун подчеркивает, что бум вызвал приток инвестиций в BP и другие организации, которые в перспективе повысят предложение. Он верен своей философии долгосрочных прибылей.

Пророк

Мэттью Симмонс, опытный банкир Нефтяной промышленности, побывал на огромных нефтяных месторождениях Саудовской Аравии в 2003 году. Королевству принадлежит почти четверть запасов на планете, и мир надеется на них перед лицом безостановочно растущего спроса. Но Симмонс уехал обеспокоенным. В самолете Он высказал своим спутникам сакраментальную мысль: а что Если Эти месторождения не так хороши, как утверждают саудовцы?

Вернувшись в Хьюстон, 62-летний уроженец Юты углубился в научные труды и написал книгу, в которой изложил свои выводы: на саудовских месторождениях скоро может начаться необратимый спад. Он устроил провокационную презентацию " Саудовская нефть. Реальность или мираж?"

на торговых рынках нередко есть гуру, помогающий кристаллизовать мнение, что Цены имеют возможность идти только вверх. Симмонс сыграл именно такую роль в нефтяном буме. Его выводы критикуют руководители западных нефтяных компаний и инженеры-нефтяники. При этом саудовцы говорят, что имеют возможность увеличить добычу на 50%, а определенные специалисты считают, что и больше.

со времени появления Нефтяной промышленности в XIX веке граждане предсказывают, что добыча вот-вот достигнет пика, за которым начнется спад. Симмонс произвел фурор, Поскольку заявлял о конкретных месторождениях Саудовской Аравии. В прошедшем году Симмонс " спровоцировал настоящие дебаты среди наших потребителей ", говорит Реймонд Карбоун, гендиректор брокерской фирмы Paramount Options Inc. Из Нью-Йорка." Усомнившись в саудовских резервах, Он способствовал игре на усиление ".

Его влияние высвечивает новый фактор нефтяного падения - Это крупные инвесторы и спекулянты. Нью-йоркская торговая биржа ввела нефтяные фьючерсные контракты в 1983 году. С тех пор инвесторы за пределами промышленности имеют возможность приобретать и продавать нефть, не поставляя ни единого барреля. Заместо этого Они торгуют контрактами на будущие поставки, которыми можно торговать, как другими финансовыми инструментами.

Даже такие консервативные инвесторы, как пенсионные фонды, видят в энергоносителях альтернативу низкодоходным облигациям и дорогим акциям. Но оценке Goldman Sachs, инвесторы В текущем году вложили около 70 млрд долларов в инструменты, привязанные К индексам товарных рынков, Тогда как в 2000 году - менее 10 млрд. Джеффри Карри, возглавляющий в Goldman отдел товарной аналитики, говорит, что неотраслевые игроки Сегодня занимают 15% финансовых рынков, связанных С мировыми поставками нефти. Когда на нефтяных рынках наступают тяжелые периоды, дополнительный Спрос от новых инвесторов может Еще поднять Цены.

В текущем году Симмонс издал новую книгу, " Сумерки в пустыне ". Покуда продано 90 тыс. Экземпляров, Но Он говорит, что Его влияние до сих пор не отразилось на нефтяных ценах." Если бы граждане меня послушали, - говорит Он, - стоимость была бы в 3 раза выше ".

Вашингтонский воитель

в начале 2001 года вице-Президент Дик Чейни назначил Эндрю Линдквиста, бывшего профсоюзного босса С богатого нефтью Северного Склона Аляски, главой энергетической рабочей группы. Тогда, как и Сегодня, США были крупнейшим в мире потребителем нефти. Спрос рос, а Когда-то огромные нефтяные и газовые месторождения страны переживали спад. Глава государства Буш и Чейни, оба в прошедшем нефтепромышленники, обещали что-нибудь предпринять, Чтобы выровнять дисбаланс.

Но, как показывает краткая служба Линдквиста, топливо - Это сильно политизированная проблема. Его группа не один месяц консультировалась С специалистами и подготовила план, где не было недостатка в предложениях, касающихся бурения новых скважин, а так же среди них - в Арктическом национальном заповеднике на Аляске.

Планы вызвали бурю. Экологи заявили, что Они блокируют процесс и безуспешно судились за Доступ К документам рабочей группы. Большинство демократы были недовольны Тем, что в плане нет мер по энергосбережению." Они начали не С того ", - говорит сенатор-демократ Джефф Бингамэн.

Энергетический закон пролежал под спудом остаток первого срока Буша, Даже Когда Он повысил ставки, вторгшись в Ирак. Чейни и другие предсказывали, что Ирак скоро стартует добывать больше нефти, чем При Саддаме Хусейне. Однако конфликт вызвал один из наиболее серьезных сбоев в поставках, оставив позади национализацию иранских месторождений в начале 1950-х годов и иранскую революцию 1979 года. Ирак до этого времени добывает меньше нефти, чем до вторжения.

" Это раздражает, - говорит Линдквист.- надобно принимать жесткие решения в ситуации, где немного хороших вариантов, а политики просто не желают принимать такие решения ". Бурение на Аляске, отмечает Он, давало бы миллион баррелей в день, то есть обеспечивало бы 5% американских потребностей.


В текущем году глава государства Буш наконец подписал закон об энергетической политике. Бурение на Аляске в него не попало. Равно как и предлагаемые демократами меры по ограничению потребления. В результате закон на практике не способствует устранению дисбаланса между спросом и предложением.

участь энергетического закона - только один пример того, как американским лидерам, республиканцам и демократам, не удается ослабить зависимость страны от нефти. Нефтяной шок 1970-х годов заставил конгресс выработать стандарты самодостаточности. Но затем низкие Цены на энергоносители ослабили политическую волю обеих партий К продолжению усилий, направленных на энергосбережение .

33889
В российском посольстве пояснили свежие американские наказания

Министерство финансов дал оценку последствия от наказаний США на государственный дог России

Министерство финансов США разъяснил использование новых наказаний против России

Захарова прокомментировала слова Цукерберга о " вмешательстве " России в выборы в США

Минздрав отложил принятие нового порядка медосмотра для водителей

Помощник Путина назвал 3 рецепта экономического повышения России

Помощник Путина назвал 3 рецепта экономического повышения в РФ


Новости дня
Новости недели
Rambler's Top100
Copyright © It's  Now!