![Валерий Фальков: Россия переходит на новую модель высшего образования [17.06.2025 12:13]]() |
|
Переход всех высших учебных заведений РФ на новую систему высшего образования в большинстве своем произойдет В течение 2-х лет, модель Уже поддерживается профессиональным сообществом, поведал в разговоре Ласт Ньюс Глава министерство по образованию И науке РФ Валерий Фальков. Глава министерства также рассказал о новых правилах регулирования платных мест в вузах страны И обозначил даты приемной кампании в этом году. Беседовала Алиса Осипова. - Старт приемной кампании состоится совсем скоро, 20 июня. Подать документы будет может быть во Все российские университеты И филиалы российских высших учебных заведений за рубежом. Подача документов продлится Не один, Не два дня, Она будет идти почти до завершения июля в зависимости от специфики. Активная фаза (подачи согласия о зачислении - ред.) Закончится 6-7 августа. Для большинства абитуриентов Это основные дни зачисления. Дополнительные дни - 11-12 (августа - ред.). Здесь, в принципе, ничего нового нет. Чем меньше перемен, тем удобнее обязаны себя чувствовать выпускники школ, абитуриенты во время приемной кампании. Так Что 20 (июня - ред.) стартуем. И, Я думаю, в первой части августа основная часть Уже увидит приказы о зачислении. - Каждая приемная кампания по-своему уникальна. Но в данном случае, мне кажется, Весьма хорошие предпосылки. Какие именно? Количество бюджетных мест у на�� остается беспрецедентно высоким. Более 600 тыс. Мест выделено Для поступления школьников, выпускников колледжей. И 73% из них на��равлены в регионы. Это Весьма хорошая новость. И, Само собой, возможность сегодня поступить на бюджетные места - Она является одной из Особенно высоких за последние годы. Второе: у на�� появился И каждый год совершенствуется такой Весьма важный инструмент обеспечения доступности высшего образования - Это суперсервис " Поступи в вуз онлайн ". Абитуриент в режиме реального времени на��ного больше имеет возможностей оценить ситуацию, свои проходные баллы, состязание, на��ичие бюджетных мест, на��ичие платных мест, на��ичие общежитий И многое-многое другое в электронном формате. Ему Не Надо выезжать из дома. И, Само собой, Это приближает сам университет к выпускнику школы, к абитуриенту. При этом Мы заметили, Что за годы использования суперсервиса у на�� выросла межрегиональная мобильность. То есть абитуриенты из одной области стали, как правило, выезжать Не только в столицу России И в Питер, А Весьма много стало, допустим, поступать из Рязани в Саратов, из Саратова в Ростов И Так далее. Когда Мы стали анализировать ситуацию, А Таким образом же среди них спрашивать студентов, То оказалось, Что прежде Они просто Не знали о подобных возможностях. И целый ряд хороших университетов в регионах (абитуриенты - ред.) Не рассматривали Для себя. Ориентировались Либо на собственный регион, Что логично, Так как там, где живешь, лучше знаешь ситуацию, Либо имели мечту поступить в один из ведущих столичных университетов. Вот суперсервис в этом смысле на пользу идет пространственному развитию страны. - Эта ситуация отчасти имеет обусловленный характер. Обусловлена Она в 1-ю очередь большим престижем семи-десяти российских университетов, расположенных, как правило, в Г. Москве. И Она касается Не всех на��равлений, А только ряда Наиболее популярных на��равлений, где количество мест всегда несколько меньше, Чем количество олимпиадников. Надо сказать, Что Мы провели большую работу С университетами. Понимаете, Тут Не только Надо увеличить количество бюджетных мест, Но в 1-ю очередь Надо, чтобы сам университет был готов к большому спросу от абитуриентов. И выход Здесь всегда один. Понимаете, Тут в конце концов есть особенности год от года, в котором университете состязание побольше И на какую специальность или на��равление. Но ведущие вузы выход на��ли последующий: Они всех, кто поверх бюджетных мест подают письмо, берут за счет собственных средств, Потому Что Это самые талантливые ребята, девушки, самые талантливые выпускники школ. Я думаю, в этом году Мы точно Таким же образом эту работу организуем. - Здесь нужен разумный баланс между, С одной стороны, тем, Что ты чувствуешь сердцем, между своей мечтой, Так как ты должен любить профессию. Само собой, Если выбирать только чисто прагматически, То можно И получить качественное образование, Но к нему Не будет лежать душа. Из-за этого, С одной стороны, Надо прислушиваться к себе, к тому, Что тебе нравится. Но, С обратной стороны, Надо Весьма внимательно глядеть на рынок труда сегодня И в перспективе. И Мы осознаем, Что рынок труда претерпевает серьезные изменения. Вся аналитика сегодня дана. В дополнение к этому можно И Надо посмотреть разного рода рейтинги, достаточно А Таким образом же среди них обстоятельные по качеству трудоустройства. И Вот С учетом этих обстоятельств, кем бы ты пожелал стать, как будет развиваться ситуация на рынке труда, И дальше соотнести свои баллы, свои возможности С регионом И университетом, делать окончательный выбор. Но Мы С вами понимаем, Что этот выбор в конце концов предполагает определенный маневр, Так как сегодня ты Не в один университет подаешь, А в целый ряд. Это могут быть университеты в разных регионах, разные по требованиям. Конкурсы Все живые И, Само собой, абитуриенту лучше держать руку на пульсе. - Так как за предыдущие десятилетия на��опились очевидные диспропорции. У на�� количество тех, кого Мы готовим, очевидным образом Не соответствует запросам рынка труда. При этом Всплавает парадоксальная ситуация, Что по ряду профессий у на�� Не хватает квалифицированных уполномоченных этих профессий, Но объемы подготовки превосходят Все разумные пределы. И, соответственно, Мы осознаем, Что, возможно, целый ряд университетов дают Не образование хорошее, А просто дипломы о высшем образовании. Ведь Любой выпускник университета Поле завершения задает себе вопрос, Если Он Не может трудоустроиться: Что было Не Так? И эти вопросы А Таким образом же среди них Он адресует университету. Если Он получил образование И Не может трудоустроиться, То Он задает эти вопросы себе И университету. И Вот, посмотрев на Те баллы единого государственного экзамена, С которыми поступают выпускники школ в Те или иные вузы, посмотрев процент трудоустройства Согласно С полученным образованием, среднюю заработную плату, можно разузнать, Так скажем, ту группу риска, где очевидным образом есть проблемы С образованием. Вот И Все. - Регулирование в этом смысле как принцип вводится, Оно коснется всех без исключения специальностей И на��равлений, Но Мы осознаем, Что на��большая проблема сосредоточена в 2-х крупнейших областях образования: Это " Экономика И управление ", " Юриспруденция ", проще говоря, социально-гуманитарная сфера. Это вовсе Не Это означает, Что на�� Не Нужны специалисты в сих областях. Нужны. Более того, как Это ни странно, на рынке нехватка квалифицированных юристов, экономистов, менеджеров. Наша цель - отсечь некачественное высшее гуманитарное образование, С одной стороны. С обратной стороны, Надо понимать, Что И в иных областях образования: в естественно-на��чном, в инженерно-техническом тоже есть проблемы. И там тоже Надо Смотреть, Что совершать С бюджетным приемом И регулировать платный прием. Из-за этого Я осознанно Желаю обратить внимание, Что Эта работа комплексная И Она касается как государственных, Так И коммерческих высших учебных заведений, Она касается как регионов, Так И столичных университетов, Она касается всех без исключения областей образования, Но Вот С на��большим акцентом на две укрупненные группы - " Экономика И управление " И " Юриспруденция ". - Закон на��инает работать С 1 сентября 2025 года, Но работу Мы Уже на��али. И Мы имеем обстоятельный анализ по всем регионам, по каждому университету. И Уже в этом году, используя весь имеющийся подручный инструмент, Мы совместно С Рособрнадзором, С на��ими коллегами из регионов эту работу на��инаем проводить. И Вот совсем скоро у на�� будет большой обстоятельный разговор С ректорами коммерческих высших учебных заведений, Потому Что там тоже есть, на Что обратить внимание. И, Само собой, эти решения обязаны в 1-ю очередь приниматься руководством университетов, Потому Что высшее образование - Это общественное благо, И Здесь вопросы извлечения прибыли Не имеют возможность ставиться во главу угла, А в 1-ю очередь Надо понимать, Для чего Мы готовим тех или иных специалистов И на��колько Они востребованы. - Не Надо разделять буквально бесплатное И платное (обучение - ред.) С позиции качества. Так как у на�� в ведущих университетах - И столичных, И региональных - качество образования бесплатного И платного или обучение на бюджетных И платных местах, Оно Не различается. Так как в одних группах учатся И Те, кто поступил на бесплатные места, И Те, кто поступил платно. И в этом смысле во главу угла Надо ставить качество. Смотреть Надо на То, неважно Это платные места или бесплатные, на��колько качественное образование. Вот И Все. Наша цель сбалансированная: сделать Таким образом, чтобы у каждого выпускника школы была возможность получить качественное образование Согласно со своими представлениями, А Таким образом же среди них в том регионе, где Он окончил школу. Что Весьма важно как С позиции пространственного развития страны, Так И С позиции рынка труда И экономики. Ведь подавляющее Число абитуриенты голосуют ногами, уезжая в другие регионы Либо в столицы. Отчего? Так как С их точки зрения Не бывает качественного образования там, где Они окончили школу. Из-за этого Наша цель Не только регулировать платный прием - Это одна из мер - А посмотреть на Все в совокупности. Это И развитие инфраструктуры в регионах, Это укрепление кадрового состава на��их высших учебных заведений, Это И другое качество взаимодействия С рынком труда, Это И материально-техническая база в широком смысле, А Таким образом же среди них полигоны И разного рода практикумы, где Что-То важно Для, скажем, тех же инженеров. Что касается регулирования платного приема, предпосылки зрели давно. Мы в этом году инициативно выступили на совете (по на��ке И образованию - ред.) И попросили президента (России В. В. Путина - ред.) дать на�� такие диапазон возможностей. Спасибо главе страны, И Государственной думе, И Совету Федерации. Весьма быстро был принят соответствующий Закон. И сейчас на�� Весьма важно быстро двигаться, И в тоже самое время Мы Не имеем желания на��омать дров И каким-То образом создать трудности Для абитуриентов. Для них обязано быть больше возможностей. - Мы планируем, Что масштабный этот Переход на��нется в 2026-2027 годах. И сейчас у на�� сформировалось Уже полное представление об этой модели. Более того, готов проект соответствующего федерального закона (готов проект перемен в Закон РФ об образовании Для перехода на новую модель высшего образования - ред.). И Мы видим, Что Эта модель - во всех главных ее элементах - поддерживается профессиональным сообществом, работодателями И хорошо воспринимается в обществе. Из-за этого Наша цель сейчас - документально провести большую работу, Так как там есть целый ряд перемен на уровне федерального закона И большое количество новых нормативных правовых актов, которые обязаны принять И министерство, И правительство. Мы эту работу сейчас готовим С тем, чтобы до завершения 2025-го, до середины 2026-го эту работу провести. Но Вообще Эта новая модель - Она будет содержать в себе на практике Все ключевые значимые элементы системы высшего образования. То есть изменения произойдут везде. К примеру, повествование ведется о новых специальностях, которые Мы обязаны утвердить. Это свежие стандарты, которые подразумевают ядро (единое ядро - ред.) того Либо иного профильного образования: инженерного, медицинского, педагогического. Для чего Мы вводим понятие ядра? Это некий перечень предметов, обязательный к изучению студентами во всех без исключения университетах независимо от того, куда Они поступили, И единое методическое обеспечение этого ядра. Это Весьма важно Для увеличения качества образования И Для обеспечения единства образовательного пространства страны. Любой студент, который поступает на 1-ый курс, Если Он идет на определенного инженера, То Мы обязаны понимать, Что Мы везде учим одинаково. Так же, как И, допустим, грядущего преподаватели готовим одинаково по учебным программам. С обратной стороны, в современном образовании Не хватает практико-ориентированности. Оно Все еще остается оторванным от передовых практик, которые есть у лидеров отраслей или у лидеров в социальной сфере. И, Само собой, Здесь важно Не только на��астить количество часов, А Здесь важно изменить сами методические подходы к практике. Она обязана быть по-другому организована, другой уровень ответственности должен быть у директоров, Не только университетов, А по-хорошему того места, где ты проходишь (практику - ред.). Вообще Надо практику переосмыслить. Это обязано быть Не только время, Когда ты ходишь только Потому, Ведь Это предусмотрено учебным планом, И ты никому Не нужен на производстве. А Это обязано быть знакомство С лучшими передовыми технологиями, которые внедряют организации, Либо С лучшими практиками организации труда, знакомство С лучшими на��тавниками, которые тебя могут, И в правду, погрузить в самое передовое знание. Ну И третий важный принцип, Он в части университетах сегодня Уже реализован, Но в общем по системе покуда еще Здесь есть на�� Чем трудиться, - Это гибкость образования. Так уж устроено высшее образование, вернее, запрос на него в современном мире, Что, С одной стороны, Это должна быть фундаментальность, допустим, первый-второй курс, прежде Чем Активно изучать профессиональные дисциплины, Надо иметь Весьма хорошее базовое знание по ключевым, в общем-То, школьным предметам. Либо в последующем Это Уже Не школьные предметы, А базовые такие курсы университетские, Я имею в виду математику, физику, химию, биологию, информатику, историю И производные от них дисциплины. Они могут по-разному именоваться, Но Это именно такие знания. Так как Если ты Не знаешь целый ряд предметов в области физики И математики И Вообще физику И математику, То ты вряд ли станешь хорошим инженером. Это Ясно, Но, к сожалению, Не везде Это сегодня обеспечено. Из-за этого, С одной стороны, - фундаментальность, А, С обратной стороны, рынок труда сегодня на��только динамично меняется, И Так Он фрагментирован, Что человек одной профессии может попадать в совершенно разные организации, в разные промышленности. Ну, допустим, химик. Одно дело нефтехимия, А другое дело - фармацевтика. И там, И там Нужны хорошие знания в области химических технологий. Но специфика организации И рынков имеет возможность быть на��только сильной, Что, Само собой, тебе целый блок нужен новых знаний Не подобных, как у твоего соседа. Отсюда должна быть гибкость. И Чем старше студент идет, Чем дальше Он осваивает образовательную программу, тем больше Он сам, по-хорошему совместно С работодателем, должен влиять на учебный план. То есть Он должен иметь возможность выбора дисциплин. Он должен понимать, Что будет иметь возможность получить на��лежащие знания Не в собственном университете, А в ином вузе, уедет в другой университет. И Это обязано быть Все документально, институционально нетрудно реализуемо. Он может часть знаний получить в организации, как Это ни странно, Так как у на�� же университет Не обладает монополией на Все, без исключения, знания, А качественное образование нередко предполагает получение Весьма уникальных знаний. Особенно, Если повествование ведется о старших курсах. И, знаете, Когда Уже огранка идет специалиста, Нужны такие курсы, которые может позволить себе прочитать Либо Компания, которая на��опила соответствующую компетенцию, Либо университет - один или два в стране. А в каждом региональном вузе Это Не сделать. Из-за этого 3 главных принципа высшего образования в XXI веке - Это фундаментальность, практико-ориентированность И гибкость. Ну И дальше Все изменения, Не буду повторяться, которые обязаны касаться И преподавателей, укрепление кадрового состава, изменения расчета наг��узки И систем вознаграждения, И материально-технической базы, И взаимоотношений С работодателями. Ну И, Само собой же, стандарты, перечень специальностей, требования к методическому обеспечению. Все То, Что составляет понятие " современного университета " или " современного высшего образования ". - Мы 3-й год сейчас работаем, Если говорить со времени обсуждения идеи. Активно на��али трудиться в 2022 году, Вот 3-й год - 2025-й. Я думаю, Что В течение ближайших 2-х лет Мы Уже эту работу в большинстве своем завершим. Повторяю, Что предыдущий цикл, связанный С переходом к бакалавриату И магистратуре, занял Более пятнадцать лет. - Само собой, речь же идет о новой модели высшего образования, Она Не должна быть фрагментирована. Но Здесь важна Не резвость проведения перемен, А опять же их качество И главное восприятие. Такого рода изменения обязаны вести к увеличению качества образования, к изменению отношения работодателей к университетам И Вообще к выпускникам. И, Само собой, к уровню удовлетворенности самим образованием И студентов, к изменению отношения преподавателей к тому, Что Они делают. Из-за этого Это Весьма сложные процессы. И по щелчку Такого рода изменения Не проводятся. - Да, Само собой, Мы же планируем принять новый перечень специальностей И на��равлений Уже в этом году. И, следовательно, на будущий год Мы по рассматриваемому перечню Все больше студентов будем принимать. Но Я на��оминаю, Мы имеем пилотный проект в этом году, Мы увеличиваем количество в сих шести университетах тех, кого принимаем на программы. Смотрим, Так как, знаете, как Они относятся к этим новым программам. Уже есть выпуски. Смотрим, как Они востребованы на рынке труда. И покуда опыт целого ряда университетов показывает, Что Мы на правильном пути. Те, кто поступил на эти программы, Они чувствуют себя удобно. Они востребованы у работодателей. Несмотря на То, Ведь Это программы, Они Более трудоемкие. И, как правило, срок обучения у них, Если Это инженерные специальности, увеличился С 4-х до пяти лет. - Благодарю. Источник: Ласт Ньюс
|