За последний период времени в РФ снова заговорили об отечественной системе глобального позиционирования (местоопределения) ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая Система). Двадцать девятого ноября 2006 г. Сергей Иванов сказал, Что Система станет доступной для гражданского применения, а в середине марта 2007 г. На коллегии Мининформсвязи он же заявлял о " большом потенциале чисто коммерческого применения системы ", которая до настоящего момента размещается в полном ведении военных. Эти слова первого вице-премьера были восприняты Как сигнал о скорой " коммерциализации " ГЛОНАСС. Систему начали разрабатывать еще в 70-е гг. Прошлого века. В 1976 Г. ЦК КПСС вместе С Советом Министров приняли специальный план развития ГЛОНАСС. Первые Спутники системы отправились на орбиту в 1982 году. В 1991 Г. На орбите находилось 12 спутников ГЛОНАСС, Что позволило начать применение системы в ограниченном режиме. Двадцать 4-го сентября 1993 г. Систему официально приняли в Использование, хотя из-за недофинансирования Она так и не стала трудиться в полном режиме. Только в 2001 г. Была принята Федеральная целевая программа " Глобальная навигационная Система ", которая предполагала постепенное развитие ГЛОНАСС до 2011 года. часто ГЛОНАСС называют аналогом американской системы глобального позиционирования - хорошо популярной GPS, Но это не абсолютный аналог. Все американские Спутники " настроены " на одну и ту же частоту излучения сигналов, а у каждого из русских спутников частота излучения своя. По это�� причине, По данным разработчиков, ГЛОНАСС более устойчива К помехам. При одинаковом расчетном количестве спутников на скопление - 24, различается число плоскостей орбит (три и шесть соответственно). Российские Спутники сделаны на месте базирования устаревшей платформы, хотя не так давно в СМИ возникла данные о грядущей модернизации отечественной спутниковой группировки - более легкие Спутники нового поколения " ГЛОНАСС-К " полностью заменят нынешние К 2016 году. Но Все технические тонкости не меняют главного - ГЛОНАСС, Как и американский GPS и европейский Galileo, который сегодня разрабатывается силами ЕС, является глобальной навигационной спутниковой системой. В принципе, любой абонент, имея специальный приемник, будет иметь возможность При помощи ГЛОНАСС - когда Она будет развернута - определять свои координаты на местности, прокладывать походящий маршрут передвижения. Сфера использования такой системы, Как показывает практика применения GPS, весьма обширна. Она С успехом используется и в автомобилях, и в авиации, При развитии транспортной инфраструктуры, в работе кадастровых служб, в туризме и много где еще. Кажется, остается Только порадоваться инициативе Государственных мужей по продвижению " нашего ответа GPS " гражданским пользователям. Но есть несколько объективных факторов, не позволяющих рисовать будущее гражданской ГЛОНАСС Только в радужных тонах. Первая проблема состоит в том, Что сегодня в российской группировке элементарно не хватает спутников." Покрыть недостачу " ожидается Только К 2009 году. То есть разговоры о скорой коммерциализации ГЛОНАСС - покуда Только проекты. Вторая проблема тесно связана С отсутствием государственного стандарта на открытую и конкретную Систему географических координат, совместимую С системой спутниковой навигации. Спутники ГЛОНАСС используют Систему координат ПЗ 90, Однако Она закрыта для пользователей. Что ПЗ 90 представляет в реальности, известно лишь узкому кругу экспертов. Государственных стандартов (открытых) по ее использованию нет, процедура применения для гражданских лиц не описана и Т. Д. Выходить К потребителю С ГЛОНАСС, Но без удобной системы координат, невозможно. Сначала надо будет проделать большую работу по приведению ПЗ 90 в некий товарный вид или адаптировать К нашей созданию уже имеющийся стандарт GPS - WGS84. К тому же в РФ сохраняется очень " архаичный " режим секретности относительно геоданных высокой точности. Его суть - в запрете на точность, превышающую определенный порог (сегодня порог засекречивания проходит на уровне 30 метров). Представьте на минуту, Что в стране запрещено пользоваться точными гирями (эталоном веса) и точными часами (эталоном времени) - и ситуация С геоданными предстанет со всей наглядностью. Встает вопрос, как��м образом в условиях сложившегося доминирования GPS Россия может вырости на " самоокупаемость " ГЛОНАСС - или, для начала, хотя бы приблизиться К ней? Ключевым препятствием на это�� пути является фактическая Бесплатность GPS и сформировавшееся доверие пользователей К системе. Бесплатность GPS (хоть и Только до определенного времени) и ее доступность объективно затрудняют продвижение альтернатив. Однако альтернативы, по-видимому, Все же имеются. Одной из них может стать концепция, предполагающая коммерциализацию не самой группировки ГЛОНАСС - Но хорошо новых сервисов, нужных России и позволяющих применять для позиционирования любые системы, а так же среди них GPS и Galileo, предложенная специалистами подмосковного Института физики высоких энергий. Как прокомментировали нам в Институте, " в ее основе - обеспечение При помощи уже существующих технологических решений нормализации ситуации на дорогах страны за счет всеобъемлющего и круглосуточного наблюдения скоростного режима, а на следующем этапе - и ПДД в полном объеме. Дело в том, Что проблема хаоса на дорогах является по факту лишь перенесенной в иную предметную область проблемой отсутствия средств наблюдения за развитием современных мегаполисов. Применение для мониторинга автотранспорта заместо дорогих онлайновых существенно более доступных и не требующих развитой инфраструктуры офлайновых систем даст возможность решить целый ряд проблем - например, сезонных пробок на автодорогах. у новой технологии есть значительные и очевидные преимущества - прозрачность принципов, техническая реализуемость, возможность сделать промышленность по выпуску оборудования и геоданных и При это�� спасти десятки тыс. жизней каждый год. Система, по факту обеспечив взимание дорожного налога Как функцию местоположения и скорости транспортного средства, даст возможность по-новому подойти К проблеме управления развитием городов, " накладывая " на них любые оптимальные функции. С ее помощью можно даже стимулировать развитие депрессивных областей, делая дорожный пошлину для определенных территорий нулевым или даже отрицательным " .
|