![Жизнь в квадрате. В столице россии открывают новую страницу русского авангарда [19.02.2006 03:58]](/pictures/19/46406.jpg) |
|
Открывается выставка, посвященная Элю Лисицкому - одному из основоположников революционного авангарда 1910-1920-х годов. Этот недооцененный гений ничем Не уступал своему соратнику Малевичу, прогремевшему " Черным квадратом ", а порой И превосходил его смелостью мыслей участь русского авангарда напоминает звуковые волны - после взлета популярности наступает пора затишья, а после снова какая-нибудь выставка или книга (как правило, западные) возносят " Малевича И компанию " на прежнюю высоту. Наиболее пик " авангардной лихорадки " приходится на начала 1990-х годов, когда бывшие советские граждане открыли в революционном искусстве первой четверти ХХ века неиссякаемый источник свежих мыслей. Помимо этого, наши геометрические абстракции И супрематические проекции превратились в горячий антикварный товар. И, как часто, случается в подобных случаях, рынок наводнили подделки под малевичевские квадраты И кресты. Сам Казимир Малевич стал эдаким " красным Энди Уорхолом " - олицетворением русского живописца ХХ века. За его широкой спиной скрылись из вида другие мастера. В конце концов картина русского авангарда стала плоской, однотипной И быстро разочаровала музейного зрителя. Точно так же на рынке после нападения фальшивок интерес к авангардным картинам сильно свалился, их место заняли пейзажи Айвазовского И Саврасова. Предстоящее событие дает обещание если И Не возродить моду на авангард, то заявить о нем на новом уровне. Ведь Лазарь Лисицкий ничуть Более колоритен, чем, к примеру, Маяковский в литературе, Мейерхольд в театре или Эйзенштейн в кино. Профессиональный архитектор, учившийся в Германии, Он вернулся в советскую Российскую Федерацию, чтобы поднимать еврейскую культуру (тогда революционные чаяния были связаны С возрождением национальных культур). Однако, попав в круг Малевича, переехавшего в Витебск, стал страстным проводником сумпрематизма (геометрических композиций), как нового языка искусства. Он придумал особую форму картины - Проун (проект высказывание будущего). Проун, По данным его изобретателя, - это " пересадочная станция от живописи к архитектуре ". Проще говоря, это были такие пространственные картины, коллажи или рельефы, которые располагались на 2-х, а то И на 3-х стенах. Получалось, что зритель словно входил внутрь геометрической картины. Сегодня это назвали бы авангардной инсталляцией. Не случайно затем, когда под натиском сталинской классики авангард сошел " на нет ", Эль Лисицкий (Этот псевдоним Он взял в Витебске) переквалифицировался в выставочного дизайнера И оформлял немало советских экспозиций за рубежом. Именно С его именем Не в последнюю очередь связаны те метаморфозы, которые авангард пережил на мировой сцене: из революционного движения Он превратился в модный стиль, в дизайнерское открытие, сменившее вычурный модерн. Основная проблема, С которой сталкивались перестроечные ценители авангарда, это недостаток серьезных исследований. Повествование ведется об альбомах или книгах, которые вместе С информацией о творчестве художников давали бы перспективу на Все искусство ХХ века. Именно таким дает обещание стать уникальное журнал " Эль Лисицкий. Фильм жизни ". Уникально оно по двум причинам: во-первых, под одной обложкой объединены сразу 7 томов, рассказывающие о разных периодах жизни мастера. С обратной - это, по настоящему, само по себе произведение искусства, потому что выпущено экстремально ограниченным тиражом И каждый экземпляр подписан авторами. Понятно, что приобретут его единицы. Однако в галерее " Новый Эрмитаж " почти весь март зрители смогут Не только полистать Сам альбом, так И увидеть документальную выставку - тоже своего рода авангардную инсталляцию, намечающую главные вехи творчества Эля Лисицкого. Все это делается в начале серьезной выставки живописца, на сбор которой (большинство его работ остались за рубежом), вероятнее всего, уйдут годы. archi. Ru
|