![Западные СМИ: Путин - марионетка в руках бюрократов [08.07.2006 01:01]](/pictures/8/77864.jpg) |
|
Вчерашние аппаратчики снова захватили власть. Глава государства Все больше походит на марионетку в их руках. Бюрократический капитализм парализует политику А также экономику. Нефтяной бум маскирует стагнацию, которая распространилась даже на кажущийся сильным энергетический сектор. нередко утверждают, что В. В. Путин окончательно порвал С эпохой Ельцина. Но будучи верным последователем Ельцина, Путин Только усовершенствовал посткоммунистическую систему. Он не захотел от части элементов ельцинского стиля правления, Но укрепил принцип персонификации власти, возрожденный Ельциным. Оба стали частью единой системы, которая основана на принципе произвола А также чей отсутствующий идеологический фундамент безостановочно подменяется громкими, Но ничего не значащими словами. При Путин�� Персонифицированная власть приняла форму бюрократически-авторитарного режима. Конституция Ельцина от 1993 года внесла в Это больший вклад, Чем любое личное убеждение самого Путин��. Само собой, Путин мог изменить курс, по которому шла Россия, Но Он никогда даже не пытался этого создать. Так как вся власть сосредоточена в руках президента, стоящего над обществом, немало людей думают нынешний Режим автократическим. Однако Это впечатление ошибочно: глава государства впадает Во Все большую зависимость от базиса, состоящего из аппаратчиков, приезжих из Таким образом называемых органов правопорядка (армия, органы исполнения наказаний А также службы безопасности), крупных предпринимателей А также либеральных технократов. Все Они образуют сплоченное " бюрократическое предприятие ", служащее им для осуществления их личных интересов. Эта корпорация состоит из аппаратчиков, получивших в свои руки надзор над государством, который Они утратили в 1990 году. Они смогли не Только создать президента своим заложником, Но А также выдавать свои желания за желания страны. По иронии судьбы именно либеральные технократы стали движущей силой этого бюрократического авторитаризма. Все силы Российской системы брошены в настоящее время на то, Чтобы снабдить дальнейшее существование этого предприятия А также Во время грядущего выборного периода 2007/2008 года. Это будет возможным ровно столько, сколько действующему правительству будет удаваться предотвращать раскол элиты. Преемник Путин�� будет идти по следам своего предшественника До тех пор, покуда Он не дистанцируется от него А также не вынудит нынешнюю кремлевскую команду уйти, А также тогда После 2008 года больше не останется знакомых лиц. Тот, кто считает, что Путин После своего второго срока останется В руководстве РФ, недооценивает его умственные способности. Путин знает, что, Если Он останется, Он превратится в марионетку в руках нового правительства. В эту ловушку Путин�� не заманишь. Но остается неясным, будет иметь возможность ли Он без проблем подготовить себе достойную смену? До этого времени эксперимент по раскрутке 2-х кандидатов в президенты, Дмитрия Медведева А также Сергея Иванова, выглядел не весьма убедительно. народные избранники стают председателями наблюдательных советов Основной экономический каркас Российской системы - Это " Бюрократический капитализм ". Он пришел на замену " олигархическому капитализму " Ельцина. Бюрократия больше не использует посредников, Чтобы держать на плаву экономику. А также Это вовсе не означает неизбежную национализацию собственности. Бюрократическая корпорация использует Более элегантные пути для наблюдения экономики, назначая, К примеру, депутатов членами наблюдательных советов частных компаний. Определенные организации продолжают находиться под контролем Кремля, К примеру, в секторе телекоммуникаций. Но Уже есть признаки того, что перераспределение собственности от олигархов К бюрократам вызовет новую волну приватизации, которая, со своей стороны, принесет С собой новых олигархов. никакая страна, в которой государственная власть А также капитал тесно связаны друг С другом, До этого времени не могла соответствовать постиндустриальным требованиям. Таким образом, рост Российской экономики, Несмотря на прекрасные правила рынка, замедлился С 7, 3% в 2003 году До 6, 3% в 2005 году. Промышленное Производство возросло в 2005 году Только на 4%, При этом в 2004 году его рост составил 8, 3%. В 2005 году объем добываемых ресурсов увеличился лишь на 1, 3%, в 2004 году рост составил 6, 8%. Производство государственных энергетических компаний гораздо менее результативно, Чем частных: в частном секторе Производство нефти выросло С 2000 года на 47%, в государственном - Только на 14%. Независимые производители газа удвоили объемы добываемого сырья, А в Это же время " Газпром " повысил показатели газодобычи на 2%. А в Это же время российское правительство разрывается на части из-за борьбы соперничающих групп А также ищет козла отпущения, у экономики сперло дыхание. Потенциальных инвесторов отпугивает агрессивное А также непредсказуемое поведение российского правительства. Само собой, в Российскую Федерацию идет поток зарубежных инвестиций, Однако поток идет А также из России. Государство, которое кажется сильным, в реальности бессильно А также неспособно выполнять свои обязательства перед экономикой А также обществом. Бюрократический капитализм не проявлял заинтересованность в экономической дифференциации; образовавшаяся в РФ экономическая модель похожа на модель любого нефтяного страны. 80% от объема российского экспорта составляют сырьевые ресурсы, доля горючего А также энергии составляет При этом 60%. Более 50% инвестиций поступают в сырьевой сектор. Типичное для нефтяного страны слияние экономики А также государственной власти способствовало возникновению слоя общества, живущего на доходы от продажи сырья, местной коррупции, господства крупных монополий, восприимчивости экономики К неприятностям извне, опасности " голландской болезни " А также падению уровня жизни. А также Все же российское нефтяное Государство отличается от аналогичных режимов. Чем больше Россия укрепляется в позиции поставщика сырья для всего остального мира, тем больше Российская Элита старается отказаться от своего комплекса неполноценности, подчеркивая роль России как крупнейшей мировой державы. Ядерное нефтяное Государство стало бы феноменом, который мог бы удивить мир. До недавнего времени Российская Элита считала зависимость от экспорта сырья слабостью. А Сегодня Режим старается превратить несчастье в добро А также создать страну энергетической сверхдержавой. Уже Это свидетельствует о неспособности правительства развивать свежие конкурентоспособные технологии. Помимо этого, возникают вопросы: как Россия планирует стать ведущим мировым поставщиком энергии, Если объемы газодобычи " Газпромом " увеличились всего на 0, 8%; Если объемы добычи нефти В текущем году вырастут не больше Чем Чем на 2% (самый маленький прирост за последние 5 лет); Если Более половины российских газопроводов старше 25 лет; Если 80% используемого в Нефтяной промышленности оборудования устарело, А электросетям, Обычно, около 25 лет; Если 75% газовых А также нефтяных запасов Уже разрабатываются, А многие нефтяных месторождений иссякнут в ближайшие 25 лет. Российская Элита просто игнорирует этот случай А также придерживается устаревшей модели, играя роль поставщика газа для развитых стран. Если такой вариант не пройдет, Кремль всегда может разыграть карту " ведущей ядерной державы ". Так или иначе, попытка представить себя в виде энергетической сверхдержавы демонстрирует, что Кремль Все еще живет реалиями прошлого века А также Только вступает в эпоху инноваций, как Индия. Чтобы уйти от бюрократического капитализма, российские Бизнесмены искали счастья в регионах или пробовали вложить собственный капитал за рубежом. Параллельно С этим, опосля того как весы уравновесились После аферы С ЮКОСом, в Российскую Федерацию пошел поток зарубежных инвестиций: по сопоставлению С прошедшем годом объем зарубежных инвестиций в 2005 году увеличился на 23, 3%. Большая часть денег пришла от нефтяных гигантов, которых не запугаешь Ни переменчивым налоговым законодательством, Ни незаконной деятельностью чиновников, Ни необходимостью заручиться согласием Кремля. скорее всего, Кремль смотрит на зарубежных инвесторов как на миноритарных акционеров в стратегически главных секторах экономики. Если в интересах правящего класса западный инвестор обязан будет потерять свои вложения в РФ, Он их потеряет, как, К примеру, Exxon Mobil на Сахалине. Если внутриполитические интриги потребуют создать иностранного инвестора врагом, Ни одна дружба Этому не помешает. Элита стремится на Запад А также отгораживается от своего народа После пятнадцать лет дистанцирования российское руководство снова демонстрирует внешнеполитическую самоуверенность. Этому способствуют неразбериха С интеграцией в европейский союз, проблемы США в Ираке А также повсеместное неприятие американского стремления К гегемонии, И растущая в мире потребность в энергоресурсах А также кризис " цветных " революций на постсоветском пространстве. Несмотря на Все Это, новая Российская самоуверенность не должна сводиться Только К положению дел в мире А также Российской экономической стабильности. Она основывается, самое главное, на динамике Российской системы, которая не может укрепиться, не выступив в роли сверхдержавы. Давление на остальной мир всегда Было инструментом для власти внутри страны. Чтобы пользоваться этим А также в будущем, Россия бывает должна играть мускулами на интернациональной арене. Так, амбиции сверхдержавы А также стремление К гегемонии на постсоветском пространстве стают предпосылками Для последующего существования системы. Во время своего первого срока Путин положил начало Таким образом называемому " мультивекторному принципу " Во внешней политике, который основывался на том, что Россия движется Во всех направлениях: на Восток А также на Запад, не беря на собственные плечи окончательных обязательств. Сегодня Кремль решил оставить эту двусмысленность А также выступает как посредник, решающий международные конфликты, К примеру, Между Ираном А также " Хамасом ", С одной стороны, А также Западом - С обратной. В первый раз со времен перестройки Кремль в лице министра зарубежных дел Сергея Лаврова сказал про то, что Россия не хочет вставать на чью-либо сторону в международных конфликтах. Было ярко выделенную, что Россия не примкнет К Западу, А будет играть роль моста Между западной цивилизацией А также исламским миром. До этого времени Все попытки столицы выступать в виде посредника Между Западом А также Северной Кореей терпели поражение, не говоря Уже об Ираке. Помимо этого, Россия не может похвастаться успехами в роли посредника При разрешении конфликтных ситуаций Между бывшими советскими республиками (Приднестровьем, Южной Осетией, Абхазией А также Нагорным Карабахом). Сегодняшние отношения Между РФ И Западом - Это отношения партнеров-противников. В части областях стороны сотрудничают, А в части от обоюдной работы воздерживаются. С одной стороны, Россия принимает участие в Совете Россия-НАТО, посылает свои войска на общие учения А также сотрудничает в рамках " большой восьмерки " С западными правительствами. С обратной стороны, Кремль пытается воспрепятствовать западному влиянию на бывшие советские республики А также стабилизировать российское общество При помощи антизападных настроений. Парадокс в том, что Большая часть Российской элиты стремится К Более тесным контактам С Западом А также Своместно С этим желает отгородить остальное население страны от Запада. Миллиардеры, как Роман Абрамович, живут со своими семьями на Западе, имеют счета в местных банках, работают за рубежом А также из этого места заботятся о своих инвестициях, Но как Только Они приезжают в Российскую Федерацию, то устраивают патриотическое шоу. Только Таким образом Российская Элита может сохранить собственный статус в обществе, где царят антизападные настроения. Они не выражали заинтересованность в напряженных отношениях Между РФ И Западом - Это может помешать их комфортной жизни за рубежом. Но А также в среде Российской элиты встречаются фигуры, которые не приспособились К Западу А также питают надежду на конфликты, Чтобы свергнуть кремлевских лидеров. До настоящего времени эти граждане играли незначительную роль, Но никто не знает, как отреагирует Элита в случае возможного падения. Так как поощряемые правительством антизападные настроения настроили общество на прохладные отношения С Западом. Царящая в текущий момент в РФ стабильность зависит, главным образом, от высоких цен на нефтепродукты. Продолжительный рост экономических показателей станет основой позитивной перспективы на будущее. Граждане наслаждаются передышкой После турбулентности времен Ельцина А также выразили разочарование оппозицией. Действующее руководство старается перенять у оппозиции многообещающие популистские идеи А также воспользоваться ими себе на благо. Помимо этого, правительство выигрывает от цикличности хода истории: на замену революции всегда приходит период стабильности А также реставрации. Однако российскую стабильность постепенно подрывают обусловленные системой Факторы. К ним относится постоянный конфликт Между персонифицированной властью А также демократическими источниками их легитимности, И стремление правительства сохранить статус-кво А также в тоже самое время С этим перераспределить богатство. Факторы, обусловленные ситуацией А также способствующие стабильности, имеют возможность завтра оказать совершенно противоположенное действие. Те, кто Сегодня делает ставки на то, что нефть дает гарантии стабильность, забывают, что закат советской эры начался в 1986 году со неудержимого обвала цен на нефтепродукты. Само по себе Государство не способно на реформы Персонифицированная власть А также Бюрократический капитализм - Это препятствия на пути К модернизации. Режим больше не проводит каких-либо эффективных реформ. По всей стране случаются местные кризисы экономического, социального А также технологического свойства. Российской стабильности угрожает конфликт на Северном Кавказе. Модернизация, о которой столь много говорят, существует Только на словах. Если бюрократическо-авторитарный Режим продолжит свое существование, Он приведет К кризису, следствием чего может стать возникновение еще Более жесткого режима А также постепенного упадка. Реформа системы, покуда Это еще не поздно, предполагает политическую волю А также соответствующий стиль руководства. Ни того, Ни иного в текущий момент нет. Покуда цены на нефтепродукты остаются высокими А также Элита может удерживать статус-кво, видимость стабильности будет сохраняться. Ситуация изменится Только тогда, когда цены на нефтепродукты пойдут вниз. Трудно сказать, какая общественная группа добьется прорыва. Бизнесмены станут, Вероятнее всего, первыми, кто поймет, что этот путь ведет в тупик, Но Это случится Только тогда, когда недовольство всего общества станет очевидным А также Ситуация стартует выходить из-под наблюдения. Сегодняшнее российское руководство не будет иметь возможность модернизировать Государство. Модернизация должна исходить от самого общества А также Только опосля того, как будут проведены реформы самого страны. Запад в подобной ситуации обязан придерживаться своих принципов. Успех либерализации России Во многом зависит от того, будет иметь возможность ли Запад отказаться от двойных стандартов, остаться верен своим ценностям А также обнаружить баланс Между свободой А также справедливостью. Все группы, заинтересованные в интеграции России С Западом, обязаны сотрудничать. А также не Только на государственном уровне, Но А также на уровне гражданского общества. Самым ужасным развитием событий была бы изоляция России. Потребуется тонкое дипломатическое чутье А также политическая воля для того, Чтобы заставить Российскую Федерацию отказаться от бюрократического авторитаризма. А в Это же время Запад раздумывает над тем, как ему поступить, Кремль использует его в собственных интересах (ключевые слова: Шредер, " Газпром " ). У западных политиков много возможностей напомнить своим российским коллегам про то, каким высоким стандартам Они обязаны соответствовать, вступив в международные организации. А также создать Это Они обязаны При личных встречах, без резких нападок на Кремль. Спрашивается, отчего Они Таким образом редко пользуются такими возможностями. Ловушкой Возможно требование свободных А также честных выборов в 2007 А также 2008 году. Западные правительства обязаны задуматься над тем, что российское руководство блестяще освоило " выборный менеджмент " А также Западные наблюдатели не имеют никакого влияния на результаты выборов. Однако И в правду честные выборы имеют возможность привести К власти национал-популистских руководителей, Так как в стране нет по-настоящему сильной либерально-демократической оппозиции. Запад обязан убедить российскую элиту в том, что для ее же выживания надобно сделать функционирующее правовое Государство. Может быть, Россия будет Уже стоять на краю пропасти, прежде Чем заметит, что Таким образом дальше существовать невозможно. Вопрос Только в том, какую цену обязаны будут заплатить РФ И Запад за осознание этого .
|