![Саммит религий вряд ли положит конец межрелигиозным конфликтам, о природе которых высказались религиозные деятели России [06.07.2006 14:05]](/pictures/6/77440.jpg) |
|
На состоявшемся с 3 по 5 июля в московском " Президент-отелле " Всемирном религиозном саммите в целом царила вполне доброжелательная атмосфера. Однако, Это Не снимает внутренних, скрытых за хорошей дипломатической игрой противоречий. Они проявились уже в 1-ый день работы форума - К примеру, в обмене колкостями Между представляющими иудаизм И ислам религиозными ли��ерами Израиля И Сирии. Попытки скрыть очевидные Для всех противоречия И конфликты, которые существуют Между различными религиями И конфессиями, даже До открытия саммита вызвали во многих СМИ шквал оппоненты, которая, вероятнее всего, будет организаторами форума объяснена неприятием термина " традиционные Религии ". Правда, Хотя устроителем саммита официально числится Межрелигиозный совет России, полновластным его хозяином, Как подчеркивают наблюдатели, является Русская православная церковь. Нетерпимость К критике, выраженная в старой Как Мир формуле " кто Не с нами, тот супротив нас ", плохо согласуется с расточаемыми на Конференции в адрес его организаторов славословиями, которыми сопровождался процесс подношения привезенных в столицу России со всего мира даров " за великие труды, направленные на достижение мира, взаимопонимания Между народами, утверждение толерантности Как нормы жизни, уврачевание международных конфликтов ". однако, неприятие у большинства критиков саммита вызывали, самое главное, ли��емерие И То, Что можно обозначить, Как неадекватное социальное поведение. Чего стоят, например, заявления про То, Что данное мероприятие стало событием, беспрецедентным Для всего мира. Получается, Что организованного в 2000 году силами ООН в Нью-Йорке межрелигиозного саммита, на который съехали куда Как более многочисленные И представительные делегации, вроде Как Не было. многие критикующих нынешний Саммит специалистов являются также врагами неуважительного отношения К людям, которое в день открытия межрелигиозного диалога сполна проявилось в беспардонном обхождении кремлевской охраны с работниками СМИ. Заранее подошедших К КПП " Президент-отеля " репортеров долго проверяли, потом собирали в " накопителях ", невзирая на То, Что в зале на тот момент произносились пламенные речи. Процедура обеспечения безопасности президенту России оказалась куда Как более важной, чем участие в саммите десятков корреспондентов. Выходит, речи, которые там произносились, Не обладали никакой реальной ценностью И являлись просто пустым сотрясением воздуха, коли послания президента Путина И Патриарха *Алексия II многим корреспондентам предложено было пропустить мимо ушей. То же можно сказать И о представлениях Не говорящих по-русски религиозных деятелей, понять смысл речей которых Без перевода Большинство Так И Не смогли - наушники были в большом дефиците. Критикуя напоминающее партийные съезды мероприятие, корреспонденты выступают Не супротив традиционных религий, А супротив того, чтобы Религия превращалась в политику, А ее Уполномоченные - в лукавых властолюбцев. на практике открыто говорилось, Что политические глубинные Причины сыграли роль в том, Что среди приглашенных Не оказалось *Далай-ламы. Политика конфессиональная кроется И в объяснении того, отчего Не было послано приглашение Папе Римскому. У части обозревателей, Правда, нашелся краткий ответ, универсально, поясняющий причину отсутствия этих выдающихся религиозных деятелей: папы римские И Далай-лама на подобные мероприятия Не ездят. Что касается индуизма - Религии, занимающей по численности верующих третье место в мире, То ситуация тут выглядела, Как минимум, странно. Известно, Что какие-То индуистские организации на Саммит приглашались, Но какие Именно И кто из их уполномоченных в столицу России прибыл, А кто Нет, узнать было невозможно." Кухню " данного мероприятия, Как было объяснено в пресс-центре, корреспондентам Не покажут, Что наводит на мысль о необходимости Что-То скрывать. Российским же вайшнавам-кришнаитам, Как снова таки, объяснили в пресс-центре, в участии в межрелигиозном форуме было отказано Без приказы серьезных К тому причин. Как было отказано И многим другим религиозным организациям, К которым устроители саммита испытывают неприязнь. Перечень религиозных организаций, отверженных первой среди равных российских конфессий, был бы слишком большим. Например, в списках религиозных ли��еров, выступавших 4 июня, отсутствовали И Уполномоченные Украины, где много разных христианских конфессий, с большинством из которых православная Москва конфликтует на том ли��ь основании, Что некоторое время назад было введено в обиход такое словосочетание, Как " канонические территории ". столичный Межрелигиозный Саммит завершился, Не внушив серьезной надежды на возможность преодоления межрелигиозных разногласий И конфликтов. Журналист интернет представительства " Мир религий " обратился К Российским представителям пяти мировых религий с вопросом, Что же является Причиной существующих в сфере Религии противоречий: заветы тех или иных священных писаний, или их искаженное толкование Не достигшими духовного совершенства людьми? Вот какие были даны ответы. Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви И общества Михаил Дудко: вина за межрелигиозные конфликты лежит, главным образом, на тех, кто неверно толкует писания, кто пытается применять их в собственных целях Истоки любого религиозного противостояния, Как, кстати, И сотрудничества, при хотении можно обнаружить в вероучении. Тексты разных древних религий являются в высшей степени символическими И таинственными, из-за Чего Они оставляют Очень большой простор Для толкований. По этой причине во многом от людей зависит, какое толкование Мы дадим тому или иному тексту. Хотя в целом содержание священных текстов миролюбивое И Большое количество современных религиозных деятелей их истолковывает в миролюбивом ключе. Тем Не мене, находятся экстремисты, пытающиеся извлечь из вероучения какие-То моменты, которые служили бы оправданием Для их действий, направленных на разжигание вражды, проведение воен И террористических актов. По этой причине, вина за межрелигиозные конфликты лежит, главным образом, на тех, кто неверно толкует писания, кто пытается применять их в собственных целях. Так Что весь негатив идет от злонамеренных людей, пытающихся раздуть конфликты. на вопрос о глубинных причинах вражды каждая Религия ответит по-своему. Мы, православные, знаем, Что кроме духовной основы бытия в мире существует дьявол, мистический соперник Бога, который является первопричиной всякого зла. Именно дьявол ставит своей целью сеять вражду Между людьми, Так же И Между представителями разных религий. Свое чернее дело он пытается сделать даже внутри самих религий, разобщая, сталкивая людей. Но поддаваться на его искушении или Нет - Это зависит от каждого человека, Ведь духовный аспект первичен. В настоящее время занимательнее было бы говорить про То, Что нас объединяет. Саммит подтвердил, Что царящая на нем идиллическая атмосфера является результатом осознания представителями духовенства ответственности за свою паству. Все участники весьма остро осознают, Что вызовы сегодняшнего времени направлены Не только супротив какой-То отдельной Религии, А супротив всех религий вообще, супротив традиционной нравственности, супротив традиционных устоев, супротив веры, супротив абсолютного И укорененного в традиции добра. Эти общие вызовы нас И объединяют. К сожалению бывает необходима весьма острая общая Опасность Для того, чтобы граждане, прежде друг другу противостоявшие, объединились И осознали свою общность. генсек Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский: Религия должна подводить человека К добру, К совершенству, К святости, И никак Не имеет возможность быть связана с ненавистью Корень проблемы межрелигиозных взаимоотношений лежит в людях, А вовсе Не в вероучении. Это граждане по своей слабой природе, по глупости, по греховности реализуют сильную неприязнь, заместо того, чтобы проповедовать любовь. Ведь Религия в реальности, Это контакт человека со святостью, с сакральным, отделенным от мирского. Бог есть любовь, И всякий религиозный контакт связан с выражением любви. Сильную неприязнь же, которая, К сожалению, Не минует И религиозную сферу, является противоположностью любви. По этой причине нужно понимать, Что сущность всякого религиозного акта заключается в том, чтобы войти в контакт с сакральным, с Богом, представления о котором в разных религиях в каких-То деталях может И Не совпадать. Причины любых конфликтов, Так же И межрелигиозных, нужно искать в последствиях грехопадения прародителей, которое заключается в том, Что человек ослушался Бога И разорвал отношения с Ним. Богословы, интерпретируя сюжет об Адаме И Еве, говорят об искушении гордыней, самодостаточностью, о стремлении человека обрести независимость, Так же И от Творца. Последствия первородного греха, нарушившего гармонию этого мира, остаются с нами. Они выражаются самыми разнообразными способами в наиболее разных сферах. Это имеет возможность быть И Политика, И экономические, национальные желания, И ли��ные амбиции, тщеславие, стремление К власти, К господству над другим человеком - Все Это может стать Причиной межрелигиозной вражды И облекаться в религиозную оболочку. Самым ярким примером этой тенденции в современном мире является терроризм. руководитель Российского Объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятники) Сергей Ряховский: причина межрелигиозных конфликтов коренится в ли��ных интерпретациях священных текстов, многое также зависит от характера человека от его духовности, его любви К людям Я весьма вдохновлен Тем духом общения, который присутствует на Конференции религиозных ли��еров. По этой причине, само собой же, после толерантных выступлений, после искреннего общения, в котором отсутствует И тень ксенофобии, обидно будет, Если Мы опять вернемся К недоверию И взаимным обвинениям. Печально будет, Если Мы Не донесем До второго И 3-го эшелона наших конфессий тот дух общения И веротерпимости, которые характеризуют столичный Саммит. Основная проблема заключается в ли��ностном факторе, в том, Как Те или иные идеи преломляются в ли��ерах. Причиной многих недоразумений в религиозной сфере является также невежество, наиболее рядовых последователей религий. Неофиты всегда считают, Что Они познали истину И начинают преломлять веру сквозь Свое, далекое от совершенства понимание. Они, нередко в нарушение наставлений своих духовных наставников, начинают сеять вражду И сильную неприязнь, из которых возникают Как локальные, Так И мировые проблемы. Так Что межконфессиональные конфликты чаще всего исходят Не от глав конфессий, А от неофитов. само собой же, причина межрелигиозных конфликтов коренится в ли��ных интерпретациях священных текстов. Весьма многое также зависит от характера человека, от его духовности, его любви К людям. В христианстве есть замечательная притча на такую информацию. Если помните, Христос привел пример о добром самаритянине, человеке далеком от активной религиозной жизни, который оказал помощь, А в Это же время священник прошел мимо чужой беды. Эта притча касается всех нас, Нам всем сегодня Не хватает любви. руководитель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин: Религиозные войны, в противоположность от иных воен, которые имеют начало И конец, длятся веками, по этой причине нельзя допустить, чтобы Религии враждовали Не могу согласиться с утверждением, Что Религии конфликтуют. В религиях заложены общечеловеческие ценности. Наиболее Это касается монотеистических религий, которые имеют одни И Те самые корни, одних И тех же пророков, одни И Те самые духовные, нравственно-моральные, гуманистические ценности. Исходя из них, человек Не обязан нарушать заветы Всевышнего, Не обязан нарушать Те принципы, которые заложены в его Религии. А Религия Не учит плохому, Не агитирует К насилию И ли��ению жизни. Если кто-То совершает такие беззакония, То этот человек нарушает установления своего вероучения. Каждый человек может понять, Что Религии Не конфликтуют, конфликтуют граждане. У человечества есть много проблем - экономических, социальных, политических, - Они И толкают людей К вражде. Религии же являются объединяющим фактором, Они способны сплотить разные народы. Но Когда Религии начинают применять Для достижения Не религиозных целей, То тогда происходят страшные события, превращающиеся в трагедию. Религиозные войны, в противоположность от иных воен, которые имеют начало И конец, длятся веками. По этой причине нельзя допустить, чтобы Религии враждовали. Религиозные ли��еры мира обязаны во весь голос говорить, Что Мы Не враждуем, Что Мы за взаимодействие, Что Мы супротив конфликта религий И цивилизаций. Причиной конфликтов в современном мире, самое главное, является безграмотность людей, неуважительное отношение К другой культуре, другим традициям. Если Не станет уважения К другой культуре, То Не станет И доверия, А Без доверия друг К другу открывается путь К конфликтам И вражде. Мы за То, чтобы граждане познавали друг близкого человека, о чем сообщается в Священном Коране. Уважая иных, Мы заслужим уважение К себе. Когда Всплавает взаимное доверие, исчезают поводы Для каких-ли��о конфликтов. руководитель Конгресса еврейских религиозных общин И организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган: Без желания услышать, понять иного человека, Мы Не найдем духовных путей К примирению К сожалению, даже тут, на Конференции, чувствуется напряженность в части представлениях - речь, самое главное, о Главном раввине Израиля И Главном муфтии Сирии. Главный раввин Не мог Не выказать боль за гибель молодого поселенца И взятия в заложники капрала израильской армии. В речи духовного руководителя Сирии чувствовалась боль за погибшую девочку, за гибель иных гражданских ли��. Так Что существующая на Ближнем Востоке напряженность была привезена И в столицу России. Беспокойство за судьбы мира, за гибель российских дипломатов, высказали И российские Религиозные ли��еры. Но конфликты, о которых ведется речь, заложены Не в вероучениях. Религия, Это еще И образ жизни. Опираясь на многовековой опыт И на вероучения, которые во многом схожи из-за одному источнику - праотцу Аврааму, библейской истории, - Мы можем преодолеть существующие противоречия. Источником же конфликтов является сама сегодняшняя жизнь, самое главное, бедность, нехватка воды, энергоресурсов, безработица, болезни. И нынешняя жизнь привносит свои краски, свои настроения И пояснения равным образом в сферу Религии. Нам всем весьма важно услышать боль друг близкого человека, обнаружить пути решения Не военных конфликтов или экономических проблем - Это дело политиков И экономистов, - А тех противоречий, которые существуют в гуманитарной сфере. Без желания услышать, понять иного человека, Мы Не найдем духовных путей К примирению. Постоянный уполномоченный Буддийской традиционной Сангхи России в столице России Санжай-лама: Каждый обязан чувствовать ответственность за свои фразы И деяния Лучше, само собой, говорить о согласии, чем о конфликтах, потому Что данное мероприятие имеет большой резонанс во Все мире. Любые же скандальные ситуации являются неадекватной реакцией на ту или иную ситуацию И возникают Они благодаря невежества. Каждый обязан чувствовать ответственность за свои фразы И деяния. Каждое деяние несомненно дает собственный плод, Когда же граждане этого Не понимают, Они ведут себя безответственно. Те, кто занимается благими делами, получают благо на Большинство поколения. Религиозные ли��еры обязаны опираться на такое понимание законов жизнедеятельности И давать своими благими действиями пример всем людям мира. глава государства Центра обществ сознания Кришны в РФ (ЦОСКР) Бхакти Вигьяна Госвами: До тех пор, покуда граждане Не отвергнут комплекс превосходства перед остальными, Они будут продолжать злоупотреблять религией, которая, заместо того, чтобы приносить Мир в человеческое общество, будет нести раздоры Семена конфликтов, Без сомнения, можно обнаружить в самих священных писаниях, И человеческая природа помогает этим семенам прорасти. Любое священное писание говорит о превосходстве или даже об исключительности своей веры, своего пути. В каком-То смысле Это необходимый механизм предохранения людей, идущих по рассматриваемому пути, от метаний. Нет ничего хуже, чем человек, который Все знает, Но ни по какому духовному пути Так И Не идет. По этой причине Любое священное писание, принимая во внимание человеческую природу, склонность человеческого ума К метаниям, пытается нас от них предостеречь. Для этого оно И говорит об исключительности, единственной истинности предложенного пути. на самом же деле настоящей Причиной раздоров И конфликтов Между религиями являются Не писания. Любой разумный человек, заглянув в самую суть священных текстов, может понять их единую основу, понять их скрытый от поверхностного читателя смысл. Подлинная причина любых конфликтов заключается в том, Что граждане, следующие тому или ному писанию, начинают пользоваться им, Как методом подтверждения своего превосходство над остальными. Но суть любого писания заключается в том, чтобы сделать любого человека смиренным. И трагедия любого религиозного учения в этом мире заключается в том, Что граждане пользуются им Не ради обретения смирения, А Для того, чтобы еще больше раздуть свою гордыню. Религия из инструмента обретения смирения становится инструментом подтверждения своего превосходства над всеми другими. До тех пор, покуда граждане Не отвергнут этот комплекс превосходства, лежащий в основе атеистического мировоззрения - гордыня является проявлением нашего бунта перед ли��ом Бога, - Они будут продолжать злоупотреблять религией. И Религия, заместо того, чтобы приносить Мир в человеческое общество, будет нести раздоры. Если же Мы будем исходить из понимания, Что Религия дает Нам возможность обрести свою истинную духовную природу, То тогда Религиозные деятели будут нести в человеческое общество Мир, спокойствие И благоденствие .
|