В далекие 1980-е, когда Михаил Горбачев высвободил бурю гласности, которая всколыхнула Советский Союз, среди политологов разгорались оживленные дебаты. ��ожет ��и ��лохо ��ункционирующая ��кономическая ��истема, ��арактеризующаяся г��сударственным ��онополизмом, ��екомпетентностью ��иновничьего ��ппарата �� ��акже ��отальным ��тсутствием ��тимулов ��ля ��редпринимательства, ��реобразоваться �� ��инамичную ��кономическую ��истему ��ри ��ткрытой ��олитической ��труктуре. ��птимисты ��роизносили: ��а, ��олитическая ��еформа ��риведет �� ��кономической ��еформе. �� ��онце ��онцов ��вобода ��роникнет ��о ��се ��ласты ��бщества, ��ключая ��кономику. ��вобода ��лова �� ��акже ��адзор ��т г��ажданского ��бщества ��ыстро ��риведут �� ��вободному ��ынку. ��ет, ��роизносили ��кептики. ��ез ��епроверенной ��кономической ��еформы ��о ��свобождению ��истемы ��т ��аблюдения ��траны ��олитическая ��ттепель ��олько ��худшит ��оложение. ��на ��провоцирует ��еосуществимые ��жидания. ��езудержная ��оррупция ��сугубит ��аос ��еэффективности, ��ривнеся �� ��его ��еравенство. ��едность, ��оторая ��з-��а ��того ��танет ��аметнее, ��удет ��пособствовать ��озрастанию ��бщественного ��лости, �� ��акже ��се ��то, �� ��тоге, ��силивает ��ероятность ��риведения �� ��озвращению �� ��вторитаризму. ��вадцать ��ет ��пустя ��кептики ��меют ��озможность - ��е ��ез ��лорадства - ��казать ��а ��ынешнее ��остояние ��оссии �� ��акже ��оказать ��вою ��равоту. �� ��астоящее ��ремя ��а ��ападе ��дут ��охожие ��ебаты �� ��елательности ��емократических ��еформ ��а ��лижнем ��остоке. ��обеда ��а ��ыборах ��а ��рошедшей ��еделе �� ��А ��артии " ��амас ", ��оторой ��редшествовало ��родвижение ��сламистов �� ��раке, ��иване �� ��акже ��гипте, ��оставило ��еред ��ами ��от ��е ��опрос, ��о �� ��ругой ��орме: ��ожно ��и ��рименять ��нституты ��ткрытой ��олитики, ��акие ��ак ��раво ��а ��емократические ��ыборы, �� ��бществам, ��оведенным ��о ��воего ��екущего ��атастрофического ��огатства ��олгой ��сторией ��епрессий �� ��акже ��ультурой ��етерпимости? ��ли ��е ��ледует ��еформировать ��ультурную �� ��акже ��оциальную ��азу, ��тобы ��олучить ��лагоприятные ��емократические ��езультаты? ��еперь ��ы ��сознаем, ��то ��емократические ��ыборы ��вляются ��еобходимым, ��о ��и �� ��оем ��лучае ��е ��ывают ��остаточным ��словием ��ля ��ормирования ��вободного ��табильного ��бщества. ��сли ��озволить ��емилетним ��кольникам ��утем г��лосования ��ешить, ��ак ��м ��альше ��ить, ��езультат ��удет ��редсказуемым: ��ни ��росят ��колу, ��ведут ��акон ��а ��бязательное ��ороженое �� ��акже ��околад, ��тменят ��урацкие ��имиты ��а ��елевизор �� ��акже ��омпьютерные ��гры, �� ��законят ��вободный ��одход �� ��ежиму ��на. ��сли ��редоставить ��раво ��ыбора ��ескольким ��иллионам ��алестинцев �� ��х ��ынешнем ��остоянии, ��ни ��роголосуют ��а ��квивалент ��акого ��околада, ��елевизора �� ��акже ��ороженного. ��ни ��добрят ��азрушение ��зраиля, ��ассовое ��мертоубийство ��мериканских г��аждан �� ��акже ��вященную ��ойну ��упротив ��еверных �� ��ире. ��то ��е ��значает, ��то ��ни ��едоразвитые �� ��акже ��нфантильные. ��днако �� ��бласти ��сторико-��олитической ��ультуры ��ни ��ак ��ети. ��а ��ротяжении ��есятилетий ��ни ��или �� ��словиях ��епрессий �� ��акже ��едности, ��ми ��равили ��оррумпированные ��идеры, ��травившие ��х ��мы ��енавистью. ��о ��той ��ричине ��ША ��бсолютно ��праведливо ��ытаются ��ак-��о ��егулировать ��емпы ��емократических ��еремен �� ��том ��егионе. ��агнетание ��олитической ��еволюции ��а ��лижнем ��остоке - ��динственный ��еальный ��уть �� ��рочной ��езопасности �� ��ире. ��ак ��удто ��ы ��и ��тталкивал " ��амас ", ��о ��азве ��учше ��ыло ��ы, ��сли ��ы ��еликий " ��ихий " ��еспот ��сир ��рафат ��се ��ще ��ыл �� ��ласти? ��езопасность �� ��акже ��табильность, ��оторые ��ак-��удто ��ы ��беспечивали ��аддам ��усейн ��ли ��ах ��рана, ��ыли ��ллюзорными. ��а ��оверхности ��се ��ыло ��покойно, ��о �� г��убине, ��ак ��ы ��знали �� ��лучае ��рана �� ��акже ��рака, ��аились ��ласты, ��вляющиеся ��сновой ��ля ��обственной ��рагедии ��тих ��ародов. ��днако ��ростая ��нституциональная ��олитическая ��еформа ��оже ��е ��остановит ��роблемы, ��отому ��то ��агубные ��оследствия ��роистекают ��е ��олько ��з ��стории ��ирании. ��астроения �� ��ольшей ��асти ��сламского ��ира ��бусловлены ��акже ��ультурными �� ��акже ��елигиозным ��епрессиями. ��етерпимость �� ��накомыслящим, ��одавление ��юбой ��епохожести, ��трицание ��рав ��енщин - ��се ��то ��е ��ривито ��естокими ��иктаторами, ��ля ��ногих ��бластей ��то ��редписывается ��елигиозными ��ринципами. ��уря, ��ызванная ��убликацией ��арикатур ��а ��ухаммеда �� ��атской г��зете, - ��ркий ��ример. ��усульмане ��вропы �� ��акже ��ападного ��ерега ��ротестуют �� ��акже ��грожают ��евинным ��атчанам ��е ��отому, ��то ��м ��ак ��елели, �� ��отому, ��то ��ни ��идят �� ��том ��обственный ��елигиозный ��олг. ��то ��есовместимо �� ��ринципами ��вободы. ��ои ��увства ��ак ��атолика ��скорбляют ��жедневно, ��огда �� ��ткрываю г��зету. ��днако ��не ��е ��риходит �� г��лову ��ребовать ��а ��то ��тмщения ��утем ��безглавливания ��ого-��о ��з г��рдиан ��ли ��ью ��орк ��аймс. ��ожно ��торгаться �� ��у ��ли ��ную ��трану, ��водить ��ам ��бязательные ��ыборы �� ��акже ��онституцию, ��о ��то ��ожно ��делать �� ��коренившимся �� ��ультуре ��енталитетом? ��оюсь, ��е ��ак ��ж ��ного. ��еправильно �� ��акже ��скорбительно ��читать, ��то ��епрессивность �� ��акже ��етерпимость ��слама - ��то ��то-��о ��еизбежное. ��урция ��родемонстрировала, ��то ��льтернатива ��озможна. ��айте г��ажданам ��рана ��анс, �� ��акже ��ни ��оже ��огли ��ы ��оказать, ��то ��акой ��уть ��уществует. ��адача ��апада - ��одвергнув ��стракизму ��езумцев �� " ��амасе " �� ��акже ��егеране, ��сно ��ать ��онять, ��то ��ля ��их ��ет г��ядущего. ��ы ��бязаны ��утем ��рактической ��омощи ��оддерживать ��ех, ��то ��редлагает ��олее ��риемлемый ��уть. ��о ��ы ��бязаны ��акже ��нутри ��воего ��бщества ��опротивляться ��авлению, ��ынуждающему ��ас ��роявлять ��ерпимость �� ��етерпимости ��сламского ��кстремизма. ��оздух ��вободы, ��оторый ��одул ��а ��лижнем ��остоке, ��оодушевляет, ��о ��ля ��табильных ��лучшений ��еобходимы г��убокие ��ультурные ��зменения. ��редоставить ��раво г��лосования ��юдям, ��оторые ��величились �� ��деологии ��етерпимости �� ��акже ��енависти, ��едостаточно, ��тобы ��ровозгласить ��овую ��ру ��ира �� ��акже ��табильности. ��апротив, ��сть ��иск, ��то ��роизойдет ��рямо ��ротивоположное. ��жерард ��ейкер InoPressa
|