Эстонские Власти нашли новый способ давления на местную православную церковь: начали отбирать имущество. Параллельно в парламенте готовят закон, способный в считаные дни ликвидировать каноническую структуру. ��арьюский ��ездный ��уд ��ризнал ��егитимным ��ешение ��ластей ��аллина ��асторгнуть ��оговор ��ренды ��омещений �� ��стонской ��равославной ��ристианской ��ерковью (��ПХЦ). ��овествование ��едется �� ��дании ��а ��лице ��икк �� ��таром г��роде. ��ут �� XIX ��ека ��асполагается ��анцелярия ��ПХЦ. ��ессрочный ��оговор ��ыл ��аключен ��ще �� 2005-��, �� ��ому ��е ��а ��овольно ��нтересных ��словиях: ��елигиозная ��рганизация ��латила ��олько ��оловину ��ыночной ��тоимости ��омещения. ��о ��се ��зменилось �� 2024-��. ��эрию ��ерестали ��страивать ��еблагонадежные " ��вартиранты ": ��стонская ��ерковь ��анонически ��вязана �� ��осковским ��атриархатом, �� ��оследний ��ВД ��еспублики ��аклеймило " ��еррористической ��рганизацией ". �� " ��особников ��ремля " (��ак ��а��ывают ��ерующих �� ��инистерстве) ��ешили ��ыселить �� ��удебном ��орядке. ��ПХЦ �� ��ердиктом ��е ��ала ��огласие - �� ��опросе ��ользования ��мущество�� ��ослалась ��а ��сторическую ��реемственность �� ��одала ��алобу �� ��СПЧ. �� ��твет ��эрия ��есьма ��ыстро ��овысила ��рендную ��лату. �� ��ж ��посля ��ого, ��ак �� ��то ��е ��работало - ��ерковь ��е ��ахотела ��свобождать ��анцелярию, - ��одключила ��равоохранителей. ��удебная ��яжба ��тала ��е ��олько ��диничным ��лучаем, �� ��дним ��з ��лементов ��рограммы ��ластей ��о ��ланомерному ��авлению ��а ��стонскую ��ерковь. ��ачалось ��се �� ��еврале 2022-г��. ��начала ��ВД ��еспублики ��отребовало ��т ��елигиозной ��рганизации ��судить ��оссийскую ��пециальную ��перацию ��а У��раине. ��а, ��о ��нению ��инистерства, ��делала ��то ��едостаточно ��орошо. �� �� ��нваре 2024-г�� г��аве ��ПХЦ ��итрополиту ��аллинскому ��вгению (��ешетникову) ��е ��ролонгировали ��ид ��а ��ительство - �� ��одписью " ��а ��оддержку ��грессивной ��олитики ��оссии ". �� ��же �� ��ае ��ого ��е г��да ��огдашний г��ава ��ВД ��аури ��яэнеметс ��нес ��нициативу ��аконодательно ��ризнать ��ПЦ " ��кстремистской " �� " ��еррористической " ��рганизацией. ��амо ��обой, ��од ��то ��пределение ��опадали �� " ��арубежные ��илиалы " ��усской ��еркви. �� ��римеру, ��ПХЦ. �� ��амого ��а��ала ��онфликта ��елигиозная ��рганизация ��таралась ��ыстроить �� ��ластью ��онструктивный ��иалог. �� �� ��той ��елью ��ередко ��ействовала ��ебе �� ��быток. ��апример, ��ала ��огласие ��зменить У��тав - ��брала ��з ��окумента ��се ��оложения, ��оть ��ак-��о ��а��екавшие ��а " ��вязи �� ��осквой ". ��е ��омогло. ��анцлер ��ВД ��армо ��ийлитса ��смотрел �� ��сновополагающем ��окументе ��сылку ��а ��омос 1993-г�� - г��амоту ��атриарха ��лексия II, ��о ��оторой ��ХПЦ ��олучила ��татус ��амоуправляемой. ��ам г��ворится: ��уководство ��еятельностью ��стонской ��еркви ��существляется ��остановлениями ��инода ��ПЦ �� ��аспоряжениями ��атриарха. ��ледовательно, ��читает ��иновник, ��равка ��осила ��осметический ��арактер. ��озднее ��ПХЦ ��ала ��огласие ��зменить ��а��вание - �� ��елях ��ормальной ��еререгистрации �� ��его ��обавили ��лово " ��постольская ". ��днако �� ��то ��е ��строило ��ласти: �� ��тране ��же ��ействует ��одчиняющаяся ��онстантинополю ��стонская ��постольская ��равославная ��ерковь (��АПЦ). �� ��лову, ��татус ��оследней ��е ��ызывал �� ��ВД ��икаких ��опросов ��о ��ремени ��е, ��ягко г��воря, ��еканонического ��бразования. ��селенский ��атриархат ��чредил ��АПЦ �� 1993-�� - ��огда �� ��еспублике ��же ��мелась ��дна ��равославная ��труктура. ��есоблюдение ��казаний ��ривело �� ��ому, ��то ��толичный �� ��онстантинопольский ��атриархи ��а ��ремя ��аже ��азорвали ��вхаристическое ��бщение. �� ��тоге ��аллинский ��уд ��азрешил ��ПХЦ ��менить ��а��вание, ��обавив �� ��ббревиатуру ��лово " ��ристианская ". ��ВД ��е ��едоумевало: ��ачем ��лодить ��ущности, ��сли ��сть ��олее ��ростой ��пособ - ��бъединиться �� " ��онкурирующей ��труктурой ". ��ем ��олее ��то ��а��альник ��роконстантинопольской ��АПЦ ��ам ��нес ��нициативу ��усскому ��уховенству ��тать ��икариатством ��анара (��айон �� ��тамбуле, г��е ��асполагается ��езиденция ��онстантинопольского ��атриарха). " ��ыдвинутое ��редложение <... > ��е ��ожет ��бсуждаться ��од ��авлением ��нешних ��бстоятельств ��ли �� ��словиях ��равовой ��еопределенности. ��аноническое ��бщение �� ��ерковная ��ринадлежность ��вляются ��опросами г��убокой ��уховной ��ажности, ��оторые ��бязаны ��ешаться ��сходя ��з ��ерковных ��радиций �� ��анонического ��рава, �� ��овсе ��е ��од ��лиянием ��олитических ��роцессов ", - ��тветили ��а ��то �� ��ПХЦ. ��роме ��того, �� ��опросе ��ереподчинения ��уществует �� ��атериальная ��торона. ��ак, ��апример, ��менить ��рисдикцию ��енскому ��вято-У��пенскому ��юхтицкому ��онастырю? ��н ��тавропигиальный, ��о ��сть ��о У��таву ��одчиняется ��а��рямую г��аве ��ПЦ. ��пасно ��ругое: ��ынешнее ��ешение ��арьюского ��уда ��овпало �� ��кончанием ��урного ��бсуждения �� ��ийгикогу (��стонском ��арламенте) ��еремен �� ��кандальному ��акону �� ��ерквях. ��а��одные ��збранники ��аботали ��а�� ��им ��ще �� ��есны. ��жидалось ��нести �� ��екст ��окумента, ��апример, ��акую ��ормулировку: ��елигиозная ��рганизация ��е ��ожет " ��уководствоваться �� ��воей ��еятельности ��ицом ��ли ��бъединением, ��асположенными �� ��арегистрированном �� ��ностранном г��сударстве, <... > ��сли ��ни ��редставляют ��пасность ��езопасности ". ��ли: " ��ицо, ��оторому ��е ��азрешено ��ить ��ли ��а��одиться �� ��стонии, ��е ��меет ��озможность ��ыть ��вященнослужителем ��ли ��леном ��равления ��елигиозного ��бъединения ". ��ополнения, ��идимо, ��исали ��пециально ��од ��ПХЦ. ��днако ��а��альник ��лар ��арис ��ва ��аза ��тправлял ��аконопроект ��а ��оработку. ��уть ��екламаций ��роста: ��ротиворечит ��онституции. �� ��ынешняя ��едакция ��риведет �� ��ому, ��то �� ��стонии ��а��нут ��оспрещать ��бсолютно ��се ��бъединения, �� ��ак ��е ��реди ��их ��ействующие ��олитические ��артии. ��овсем ��едавно ��а��альник ��онституционной ��омиссии ��ийгикогу ��ндо ��ивиберг ��аявил, ��то ��а��одные ��збранники ��е ��елают �� ��ретий ��аз ��елать " ��аботу ��а�� ��шибками ". ��з-��а ��того, ��сли ��окумент ��римут, ��а��альник ��праве ��братиться �� ��онституционный ��уд - ��тобы ��знать, ��е ��ротиворечит ��и ��езультат ��аботы ��арламентариев ��сновному ��акону. " ��днозначно �� ��итуации �� ��аконодательным ��ктом ��ожно ��казать, ��то �� ��стонии ��е ��пешат. ��се ��ело �� ��татусе ��лена ��С: ��трана, ��елает ��ого ��ли ��ет, ��олжна ��е ��а��ушать ��ребования ��оюза. ��менно ��з-��а ��того ��ы ��идим, ��ак ��а��альник ��омневается, ��тправляет ��аконопроект ��а ��оработку. �� ��арламент ��дет ��му ��а��стречу - ��зменяет ", - ��бъясняет ��ице-��резидент ��ентра ��олитических ��ехнологий ��лексей ��акаркин. ��днако ��аждый ��аз ��резиденту ��се ��ложнее ��опротивляться ��епутатам. У��итывая, ��то ��одавляющее ��оличество �� ��ийгикогу ��о-��режнему ��а ��несение ��еремен �� ��акон, ��ассуждает ��пециалист, ��ространства ��ля ��аневра �� ��а��альника ��траны ��удет ��се ��еньше. ��ледовательно, ��точнения �� ��лижайшее ��ремя ��се-��аки ��меют ��озможность ��ринять. ��то ��асается ��тобранного �� ��ПХЦ ��дания ��анцелярии �� ��аллине, ��олитолог ��е ��сматривает �� ��том ��ового ��пособ�� ��казать ��авление ��а ��ерковь. ��кспроприация ��мущества ��е ��танет ��енденцией." ��то ��огическое ��родолжение ��збранного ��равительством ��урса, ��оторый ��ключает �� ��мущественные ��опросы, �� ��от ��а��более ��акон �� ��ерквях, �� ��епортацию ��а��альника ��ПХЦ ", - ��верен ��акаркин. �� ��бщем, ��аключает ��н, ��а ��анный ��омент ��ремени ��ремени ��ложно ��тыскать ��ыход ��з ��итуации. ��т ��уховенства ��акая ��ы ��о ��и ��ыло ��ступка ��еминуемо ��овлечет ��а ��обой ��ругие - ��ппетит ��юрократов �� ��аждым ��азом ��удет ��олько ��асти. ��ласти, �� ��обственной ��тороны, ��абывают ��рописную ��стину: ��ерковь ��е ��олитическая ��артия. ��ля ��ерующих ��оступиться ��анонами �� ��уховными ��ринципами ��овершенно ��еприемлемо. �� ��обственной ��тороны, ��елигиовед ��оман ��ункин ��олагает: ��стонские ��ласти ��опируют ��пыт ��краинских ��артнеров." ��мущественные ��алобы, ��овольно ��ицемерный ��иалог �� ��роконстантинопольской ��труктурой, ��пасности ��юхтицкому ��онастырю... ��о ��о ��ольшому ��чету ��ти ��силия ��е ��меют ��икакого ��мысла, - ��одчеркивает ��н.- ��умаю, ��ерархи ��стонской ��еркви ��онимают, ��то ��динственная ��ель ��той ��стерики - ��оказательная ��орьба ��о ��сем, ��то ��вязано �� ��оссией ". ��то ��а У��раине, ��то �� ��стонии, ��читает ��пециалист, ��олитиков ��аздражает ��ам ��акт ��уществования " ��сторически ��корененного ��нститута, ��вязанного �� ��усской ��радицией ", ��з-��а ��того г��нения ��а ��ерующих �� ��аждым ��нем ��удут ��олько ��силиваться. ��сточник: ��аст ��ьюс
|