-Верующие не сомневаются, что главная христианская святыня - Храм Гроба Господня - стоит на месте казни Спасителя. У исследователей на этот счет не было однозначного мнения. Однако сейчас, похоже, ситуация прояснилась. �� ��ротивоположность ��т ��ерующих, г��аждане ��ветские ��тдают ��реимущество, ��то��ы ��елигиозные ��огмы ��опровождались ��а��чными ��оказательствами - ��елательно, ��есспорными. ��овсем ��е��авно ��рхеологи ��одготовили ��ля ��их ��а��тоящий ��одарок: ��бъемный ��тчет �� ��аскопках �� ��рам�� ��роба ��осподня. ��ынешний ��езон ��казался ��ля ��кспедиции ��з ��имского ��ниверситета ��а ��апиенца ��а��тоящим ��жекпотом - ��разу ��ва ��ткрытия. ��ервое (��ормальное) ��асается ��атировки ��сследуемого ��еста. ��езультаты ��роведенного ��нализа ��очв ��од ��рам��м ��оказывают: ��е��огда ��десь ��ыл г��гантский ��арьер. ��ро ��то ��емонстрируют г��убокие ��азрезы �� ��ороде �� ��статки ��е��тесанных ��аменных ��локов. ��уда ��анимательнее ��торое ��ткрытие. ��лиже �� ��еверо-��осточной ��асти ��рамового ��омплекса ��кальная ��орода ��акже ��скусственно ��бработана. ��днако ��овсем ��о-��ругому. ��рхеологи ��а��кнулись ��а ��скусно ��ыполненное ��аменное ��лато �� ��статки ��вятилища. ��о ��е ��ристианского, �� ��зыческого. ��ак ��и ��транно, ��тот ��лучай ��а��рямую ��вязан �� ��опросом ��остоверности ��дного ��редания, ��оторое ��о ��ынешнего ��омента ��е ��редоставляет ��кептикам ��покойно ��пать. ��аскопки �� ��крестностях ��рам�� ��роба ��осподня ��ыли ��а��аты ��ще �� IV ��еке. ��арица ��лена, ��ать ��мператора ��онстантина ��еликого, ��нарядила ��а ��вятую ��емлю ��ольшую ��кспедицию, ��то��ы ��тыскать ��се ��озможные ��еста �� ��еликвии, ��вязанные �� ��емной ��изнью ��риста. ��амо ��обой, ��еста ��аспятия, ��огребения �� ��оскресения ��ыли �� ��риоритете. ��равда, �� ��оменту ��риезда ��арицы ��ерусалим ��ыглядел ��овсем ��е�� ��ак, ��ак ��о ��ремена ��пасителя. ��се ��ело �� ��ом, ��то �� 70 г��ду ��а��ей ��ры ��имляне �� ��роцессе ��чередного ��удейского ��осстания ��ровняли г��род �� ��емлей. �� ��го ��есте ��озвели ��овый - ��лия ��апитолина, ��ничтожив ��ри ��том ��одавляющее ��оличество ��режних ��еликвий. �� ��римеру, ��а ��олгофе ��оздвигли ��рам ��зыческой ��огини ��енеры. �� ��ещеру ��е��одалеку (г��е ��роизошло ��оскресение ��риста) ��росто ��асыпали ��усором. ��онять, ��то �� ��ему, ��ыло ��е��росто. ��днако ��лена ��се-��аки �� ��том ��азобралась. �� ��ому ��е ��есьма ��спешно: ��а��ла �� ��рест - ��рудие ��азни, �� ��у ��амую ��ещеру. ��а �� ��естоположение ��олгофы ��пределили, ��ажется, ��ерно. �� ��онстантинополь ��арица ��озвращалась �� ��обедой. ��арица ��аспорядилась ��нести ��а ��вятой ��емле ��апище ��окровительницы ��ладострастия ��енеры, �� ��а ��го ��есте ��оздвигнуть ��ристианскую ��ерковь. ��то ��ыл ��елый ��омплекс ��даний, ��бъединяющий ��олгофу �� ��есто ��огребения ��риста. ��росуществовал ��н ��плоть ��о XI ��ека, ��окуда ��го ��е ��азрушили ��рабские ��авоеватели. ��ынешний ��ид ��рам�� ��роба ��осподня - ��езультат ��тараний ��рестоносцев, ��оторые �� ��азмахом ��тстроили ��го �� XIII ��толетии. ��се ��ы ��ичего, ��от ��олько �� ��оследующие ��толетия ��сториков ��се ��ольше ��олновал ��опрос, �� ��овсе ��е ��шиблась ��и ��равительница �� ��ыбором ��еста. �� XIX ��еке ��пределенные ��сследователи ��ассуждали: ��огда ��лена ��ыла �� ��ерусалиме, ��ам ��ряд ��и ��огли ��ить ��отомки ��ристиан - ��е ��окинули г��род ��осле ��трашных ��обытий 70 г��да. �� 1882-�� ��асла �� ��гонь ��одлил ��рославленный ��нглийский г��нерал - ��о ��овместительству ��рхеолог-��юбитель - ��арльз ��ордон. �� ��еверу ��т г��родских ��орот ��ерусалима ��н ��бнаружил г��ру �� ��орме ��еловеческой г��ловы. �� ��ут ��е ��бъявил: ��то ��олгофа. ��азвание-��о - ��скаженное ��вритское " г��льголет " - " ��ереп ". �� ��роцессе ��аскопок ��ордон, ��ажется, ��обрал ��олный ��омплект. ��есколько ��ахоронений I ��ека; ��ольшой ��езервуар ��ля ��росительных ��абот - �� �� ��вангелии ��т ��оанна ��казано: " ��а ��ом ��есте, г��е ��н (��ристос) ��аспят, ��ыл ��ад, �� �� ��аду г��об ��овый ". ��се ��ходится. �� " ��одлинной " ��олгофе ��аже ��а��ли г��обницу. ��ядом ��о ��ходом ��елоб. ��о ��е��у, ��ояснил ��а��одчивый г��нерал, ��вно ��еремещали ��амень, ��ак ��верь �� ��кафа-��упе. ��енсация ��а��елала ��ного ��ума. ��пределенные ��пециалисты �� ��елигиозные ��бщины, ��а��ример ��ротестантские, ��о ��ынешнего ��омента ��верены: ��ордон ��а��ел ��одлинную г��ру. ��днако �� ��оследние ��есятилетия ��ченые ��риводят ��се ��ольше ��ргументов, ��видетельствующих ��б ��братном. ��ак, �� ��роцессе ��оследней ��еставрации ��ерусалимского ��рам�� ��роба ��осподня ��од ��данием ��аскопали ��азветвленную ��истему ��оннелей, ��атированную I ��толетием. ��абиринт, ��ак ��тало ��вестно, ��ел �� ��ому ��амому ��арьеру, ��оторый ��тальянские ��рхеологи ��зучили �� ��ынешнем ��езоне. ��есколькими г��дами ��режде ��уквально ��лизко �� ��аменоломней ��а��ли ��литное ��удейское ��ладбище �� ��ырубленными ��ля ��нати ��кальными ��клепами. ��есь ��тот ��асштабный ��итуальный ��омплекс ��асполагался ��лизко ��т г��родской ��ороги. ��е ��леды �� ��а��и ��ни ��ожно ��видеть ��уквально ��лизко �� г��авным ��ристианским ��вятилищем. ��ак ��то ��статки ��нтичного ��рам��, ��оторые ��бнаружила ��од ��рам��м ��роба ��осподня ��тальянская ��кспедиция, ��о ��сей ��идимости, ��ишний ��аз ��оказывают ��одлинность ��вангельского ��редания. ��сточник: ��аст ��ьюс
|