Сегодня начинается Масленичная неделя, известная в церковном календаре Как Сыропустная седмица. Вокруг нее сложилось множество мифов. Один из них посвящен главному угощению - блинам. ��лово " ��ом " �� ��еальности ��значало " ��едведь ", �� ��лавяне ��ак-��удто ��ы ��тдавали 1-��й ��лин ��воему г��авному ��отемному ��ивотному - ��адабривали, ��огда ��но ��робуждалось ��осле ��имней ��пячки. ��ледовательно, ��з��естная ��ословица ��вучала ��ак " 1-��й ��лин ��омам ", �� ��асленицу ��азывали " ��омоедицей ". ��ри ��том �� ��ыражения ��сть ��олная ��ерсия: " 1-��й ��лин ��омам, ��торой ��накомым, ��ретий ��одне, �� ��етвертый - ��не ". ��тот ��аспространенный ��иф ��езостановочно ��иркулирует �� ��ети ��нтернет ��нтернет, ��о ��сть ��и �� ��его ��оть ��акое-��о ��аучное ��боснование - ��ольшой ��опрос. ��ерсия ��ословицы, �� ��оторой ��лины ��тдают " ��омам ", ��е ��стречается ��и �� ��ациональном ��орпусе ��усского ��зыка, ��и �� ��ематических ��борниках. ��ак, ��ладимир ��аль ��риводит ��олько ��накомый ��ам ��ариант: " 1-��й ��лин, ��а ��омом ". ��то ��асается " ��омоедицы ", ��о ��поминание �� ��аком ��разднике ��сть ��ишь �� ��дном ��сточнике ��ачала ��Х ��ека. �� ��дной ��з ��абот ��тнограф ��авел ��ейн ��риводит ��итату ��з ��татьи ��вященнослужителя ��имеона ��ечаева, �� ��оторой ��от ��ассказывает �� ��уевериях ��орисовского ��езда (��ыне - ��ерриторию ��елоруссии): " ��раздник ��тот ��сегда ��ывает ��чера ��лаговещения ��ресвятой ��огородицы �� ��освящен �� ��есть ��едведя. �� ��тот ��ень ��риготавливаются ��собые ��ушанья, <... > ��ретье ��людо ��остоит ��з г��роховых ��омов, ��тчего �� ��амым ��ень ��олучил ��азвание " ��омоедица ". ��осле ��беда ��се - ��тар �� ��ал - ��ожатся, ��е ��пят, �� ��оминутно ��амым ��едленным ��етодом ��ерекатываются �� ��ока ��а ��ок, ��ак ��ожно ��тараясь ��риноровиться �� ��оворачиванию ��едведя ". ��аметим, ��то ��остоверность ��тих ��ведений ��становить ��евозможно. ��о ��аже ��ут г��ворится, ��то ��омы - ��людо ��з г��роха, �� ��овсе ��е ��едведи. ��торонники ��еории �� " ��омах " ��сылаются ��а ��вторитет ��кадемика ��ориса ��ыбакова. �� ��ниге " ��зычество ��ревней ��уси " ��н ��нформирует: " �� 24 ��арта �� ��елорусов ��риурочен ��раздник " ��омоедицы " (��налогия г��еческим " ��омедиям " ��рхаичного ��ремени) - ��раздник ��робуждающегося ��едведя. ��едведь (komos) ��ыл ��верем ��ртемиды, ��оответствовавшей ��усской ��огине ��аде ". �� ��ожалению, ��ыдающийся ��сторик �� ��рхеолог ��з��естен ��кстремально ��порными ��тверждениями, �� ��ак ��е ��реди ��их �� ��бласти ��ингвистики. ��от �� ��ышеприведенная ��итата ��е ��ыдерживает ��ппоненты. ��о ��нению ��овременных ��ченых, ��ет ��снования ��роводить ��налогии ��ежду " ��омоедицей " �� ��омедией." ��огиню ��аду ", ��озможно, ��ыдумали �� XVIII ��еке, �� ��ревние ��лавяне ��акой ��е ��нали. ��днако, �� ��сследователей ��кстремально ��емного ��нформации �� ��охристианских ��ерованиях ��уси. ��едведь ��е ��а ��ревнегреческом - ��е " ��омос ", ��?????? ( " ��рктос " ). ��ри ��том ��ыбаков ��ичего ��е ��ообщал �� ��ормлении ��тих ��ивотных ��лин��м��. ��сточником ��е " ��олной ��ерсии " ��ословицы, ��о ��сей ��ероятности, ��тал ��рагмент ��з ��етского ��елевизионного ��ильма " ��от ��оя ��еревня " 1972-г��. У��орщица ��етя ��лаша �� ��сполнении ��ои ��едоровой ��оет ��есню ��а ��тихи ��ихаила ��ляцковского: " 1-��й ��лин ��омом, ��лин ��торой ��накомым, ��ретий - ��альней ��одне, �� ��етвертый - ��не ". ��ак ��удто ��ы ��о ��и ��ыло, ��еория �� " ��омах - ��едведях " ��ришлась ��о ��уше ��ногочисленным ��торонникам ��еоязычества �� ��льтернативной ��стории. ��ни ��асто ��щут �� ��ловах �� ��аже ��тдельных ��уквах ��екое ��крытое ��ли ��акральное ��начение, �� ��омощью ��оторого ��ытаются ��босновать ��вои ��онцепции. ��дин ��з ��идных ��еятелей ��аправления - ��сужденный ��а ��кстремизм ��лександр ��иневич - ��аже ��азработал ��лфавит, ��ак ��азываемую ��уквицу, г��е ��аждый ��имвол ��меет ��обственный ��мысловой " ��браз ". ��оделку ��асто ��а ��олном ��ерьезе ��ыдают ��а " ��з��ачальную " ��збуку ��лавян. ��то ��асается ��линов, ��о �� ��ими �� �� ��равду ��е ��се ��ак ��росто. ��равда, ��едведи ��ут ��пять-��аки ��и ��ри ��ем. ��людо ��з ��идкого ��рожжевого ��еста ��спользовали �� ��азных ��брядах - ��апример, �� ��охоронном. ��ак ��исал ��ингвист ��алерий ��окиенко, �� ��язанской г��бернии 1-��й ��лин ��омещали �� г��ловах ��окойника. �� ��амбовской - ��а ��луховое ��кошко " ��ля ��одительских ��уш ". �� ��ных ��егионах ��тносили ��а ��огилу. ��о ��сть ��ервому ��лину ��ридавали ��собое ��начение. �� ��аком ��онтексте ��з��естная ��ословица �� ��прямь ��риобретает ��ополнительные ��мыслы. ��сточник: ��аст ��ьюс
|