Переданную семьей Горлицких в дар государству православную Святыню выставят на всеобщее обозрение в Луцке в светлый праздник Рождества Христова. ��амых ��очитаемыми �� ��иевской ��уси ��ыли ��етыре ��коны, ��а��исанные, ��огласно ��реданию, ��вятым ��постолом ��укой. ��ыне �� У��раине ��азмещается ��олько ��дна ��з ��их - ��кона ��олмской ��огоматери. �� ��ей ��вязана ��стория ��удесного ��пасения �� 1240 г��ду ��олма (�� ��е ��ремена ��то ��ыл ��ревнерусский, �� ��ыне ��ольский г��род) ��т ��онголо-��атар. ��етопись ��нформирует, ��то 3 ��няжны ��о ��лезами ��а г��азах ��олились ��еред ��бразом ��огоматери �� ��бращались �� ��росьбой ��е ��беречь ��олм ��т ��саждавшей ��го ��рды. ��отом ��кону ��ынесли ��а ��репостной ��ал - �� ��лучилось ��евероятное: ��атарам ��ривиделось, ��удто ��алы ��озвысились ��о ��ебес. ��хваченные ��истическим ��жасом, ��раги ��няли ��саду. ��кона ��игурировала ��о ��ногих ��ажнейших ��сторических ��обытиях, �� ��ак ��е ��реди ��их �� ��итве ��од ��ерестечком (��огда ��вятыня ��ыла �� ��уках ��оляков, �� ��ни ��обедили). �� �� ��ервые г��ды ��оветской ��ласти ��удотворный ��браз... ��есследно ��ропал. ��горь ��СИПЧУК " ��АКТЫ " ��ля ��емонстрации ��браза ��уплена ��итрина ��еной ��олее ��вадцати ��ыс. ��олларов ��бстоятельства ��ропажи ��коны ��олмской ��огоматери ��ыли ��ля ��сследователей ��дной ��з ��амых ��нтригующих ��агадок ��инувшего ��ека. ��еликвия ��еожиданно ��а��лась ��... ��вартире ��енсионерки ��з ��уцка. ��з-��а ��еумелого ��кладирования ��вятыня ��ыла �� ��дручающем ��остоянии. ��оть ��еставрация ��е ��ще ��е ��авершена, �� ��узее ��олынс-��ой ��коны (��н ��азмещается �� ��уцке) ��ля ��удущей ��кспозиции ��тведен ��елый ��ал. �� ��ермании ��риобрели ��пециальную ��итрину �� ��уленепробиваемым ��теклом �� ��истемой ��оддержания ��икроклимата. ��на ��бошлась �� 20 �� ��ишним ��ыс. ��олларов. ��окуда ��то ��нтересующиеся ��меют ��озможность ��видеть ��ачественную ��отокопию ��браза �� ��а��уральную ��еличину ��еной ��ысячу г��ивен �� ��треставрированные ��иевским ��астером ��иктором ��олубом ��олотые ��лементы ��бранства ��коны, ��о �� ��есть ��редстоящего ��раздник�� ��ождества ��ристова ��еликвию ��ыставят ��а ��сеобщее ��бозрение 7, 8 �� 9 ��нваря. ��осстановлением ��удотворного ��браза ��огоматери ��анимается ��а��альник ��еставрационной ��астерской ��узея ��олынской ��коны ��натолий ��васюк. ��менно ��му ��есколько ��ет ��а��ад ��осчастливилось ��бнаружить ��еликвию �� ��вартире ��очери ��вященника, ��енсионерки ��адежды ��авриловны ��орлицкой. - ��аведующий ��удожественным ��тделом ��узея ��иколай ��ерняк ��нес ��нициативу ��не ��осмотреть ��таринную ��кону, ��е ��ообщая, ��едь ��то ��а ��аритет, - ��ассказывает ��натолий ��васюк.- ��ы �� ��им ��тправились ��омой �� ��адежде ��авриловне, ��на ��ригласила ��ройти �� ��пальню, ��ол, ��кона ��исит ��ам. ��ошел �� ��омнату, ��о ��икакой ��коны ��е ��видел." ��на ��рикрыта ��верью ", - ��одсказала ��озяйка. ��редставьте, ��ак �� ��ыл ��отрясен, ��огда, ��ассмотрев ��браз, ��онял: ��то ��е ��дна ��з 4-�� ��аиболее ��енных ��еликвий ��иевской ��уси! ��огласно ��реданию, ��ни ��ринадлежат ��исти ��вятого ��постола ��уки, ��о ��той ��ричине ��а��ываются ��постольскими. ��дна ��з ��их, ��ышгородская (�� ��оссии ��е ��а��ывают ��ладимирской), �� ��а��тоящее ��ремя ��ранится �� ��толице ��оссии, �� ��ретьяковской г��лерее, ��торая, ��енстоховская ��кона ��огоматери, ��азмещается �� ��ольше, �� ��ретья, У��пенская, ��есследно ��ропала ��осле ��зрыва У��пенского ��обора ��иево-��ечерской ��авры �� ��оябре 1941 г��да. �� ��ередо ��ной ��ыла ��олмская, ��акже ��читавшаяся ��счезнувшей. ��отя ��а ��ей ��ыл ��лой ��раски - ��езультат ��едавней ��юбительской ��еставрации, �� ��разу ��онял, ��то ��ередо ��ной ��есьма ��ревняя ��кона. ��ри ��еставрации ��еликвии ��а ��ей ��а��ли ��леды ��т ��даров ��олодным ��ружием. ��оть �� 1240-��, �� ��отом �� 1259 г��ду ��кона ��берегла ��олм ��т ��рдынцев, ��е �� 3-��й ��опытки ��се ��е ��ахватили г��род, ��азрушили ��рам, г��е ��ыла ��постольская ��кона ��огоматери. ��огда ��а ��ей �� ��оявились ��леды ��т ��дара ��аблей ��ли ��опьем. ��огласно ��егенде, ��атарин, г��умившийся ��а�� ��коной, ��слеп, �� г��лову ��му ��ывернуло �� ��пине. ��редание г��асит, ��то ��атем ��браз ��ще ��то ��ет ��ролежал �� ��исле ��уин ��рама. ��стати, ��роизошедшая ��ва ��аза ��стория ��удесного ��пасения ��олма ��е ��никальна. �� ��римеру, ��а ��есколько ��толетий ��о ��того ��одобное ��ак-��удто ��ы ��ыло �� ��тен ��арьграда, ��огда ��го ��садили ��ружины ��иевских ��нязей ��скольда �� ��ира. ��изантийская ��етопись ��ассказывает, ��то ��осле ��сердной ��олитвы ��дну ��з ��кон ��ынесли ��а ��репостную ��тену, �� ��друг ��а��ался ��торм, ��оторый ��азбросал ��адьи ��иевлян. ��стория ��дного ��з ��аиболее ��ольших ��ристианских ��раздник��в - ��окрова ��ресвятой ��огородицы - ��акже ��вязана ��о ��пасением ��евой ��арией ��онстантинополя ��т ��арацинов �� 910 г��ду. ��вятыню ��рятали �� ��кафу �� ��оставали ��з ��того ��еста ��ишь ��о ��ольшим ��раздник��м ��адежда ��авриловна ��орлицкая ��оведала " ��АКТАМ " ��о ��елефону, ��то ��режде ��кона ��олмской ��огоматери ��ранилась �� ��емье ��е ��одной ��естры ��юбови, ��оторая ��ыла ��амужем ��а ��вященником, �� ��о ��того - �� ��х ��тца. ��еликвию ��рятали ��т ��осторонних г��аз �� ��кафу, �� ��олько ��о ��ольшим ��ристианским ��раздник��м, �� ��римеру, 21 ��ентября, �� ��ень ��ождества ��огородицы, ��емья ��страивала ��а ��ому ��олебен ��еред ��удотворным ��бразом, ��ашторив ��ля ��онспирации ��кна. - �� 1979 г��ду ��дин ��удожник-��амоучка ��ереписал ��кону, ��ричинив ��й ��начительный ��ред, - ��родолжает ��натолий ��васюк.- ��огда �� �� ��ервый ��аз ��е ��видел, ��о ��сей ��оверхности ��браза ��тслаивалась ��раска, ��ыла ��пасность ��ого, ��то ��на ��опросту ��сыплется. ��о, ��вала ��севышнему, ��кона ��казалась �� ��а��их ��уках, �� ��е ��же �� ��начительной ��ере ��осстановили. - ��олучилось ��и ��азузнать, ��ак ��кона ��олмской ��огоматери ��казалась ��реди ��счезнувших ��аритетов? - ��а, �� ��ому ��е �� ��еталях, - ��твечает ��еставратор.- ��еред ��ервой ��ировой ��ойной ��на ��ранилась �� ��дной ��з ��равославных ��ерквей �� ��олме. ��огда �� 1915 г��ду ��озникла ��пасность ��ахвата г��рода ��встрийской ��рмией, ��вятыню ��ывезли �� ��толицу ��оссии. ��о ��ерез ��есколько ��ет, ��пасая ��т ��ольшевиков, ��кону ��айно ��ереправили �� ��иев �� ��оместили ��о ��лоровский ��онастырь ��а ��одоле. ��скоре ��осле г��ажданской ��ойны ��оветская ��ласть ��редприняла ��ассовую ��онфискацию ��ерковных ��енностей ��од ��редлогом ��бора ��редств ��ля ��омощи г��лодающим ��оволжья. ��огда ��клад ��коны ��крашали ��рагоценные ��амни, ��о ��той ��ричине ��ыла ��еальная ��гроза, ��то ��е ��кспроприируют. ��ерующие ��з ��исла ��нтеллигенции ��азделили ��еликвию ��а ��асти �� ��прятали �� ��обственных ��омах. ��кона ��а��исана ��а 3-�� ��ипарисовых ��осках, ��х ��ришлось ��азъединить. ��екистам ��олучилось ��бнаружить ��олько ��рагоценный ��клад. ��го ��а��ли ��ри ��быске �� ��ченого-��тнографа ��орниловича. ��оть ��клад ��ыл ��ещью ��есьма ��енной, ��зготовлен ��н �� ��тношении ��е ��ак ��авно - ��од ��онец XIX ��ека. ��амой ��е ��коне ��коло ��ысячи ��ет. ��еставрировали ��е �� г��ды ��торой ��ировой ��ойны. ��ело ��ыло ��ак: ��наменитый ��краинский ��ченый �� ��огослов ��ван ��гиенко (��итрополит ��лларион) ��тал ��рхиеписко-��ом ��ккупированного ��емцами ��ол-��а. ��му ��ыло ��звестно, �� ��ого ��ра-��ились ��асти ��коны ��олмской ��огоматери, �� ��н ��тправил �� ��иев ��е-��овека, ��набдив ��го ��еньгами ��а ��еставрацию ��коны. �� 1943 г��ду ��на ��нова ��ыла ��омещена �� ��афедральный ��обор ��олма. ��еред ��свобождением г��рода ��оветскими ��ойсками ��итрополит ��опробовал ��ывезти ��ерковные ��аритеты, ��днако ��шелон, �� ��отором ��х ��ере-��равляли, ��азбомбили ��а ��еррито-��ии ��ольши. ��ростая ��рихожанка ��о ��амилии ��улгакова ��пасла ��ко-��у ��з ��гня. ��ривязав ��е �� ��пине (��браз ��олмской ��огоматери ��овольно ��ольшой, ��о ��той ��ричине ��ести ��го ��добнее ��сего ��менно ��аким ��бразом), ��енщина ��ла ��о ��очам, �� ��нем ��ряталась �� ��тогах ��ена. ��на ��обралась ��о ��юблина, �� ��амошние ��вященники ��ереправили ��еликвию �� У��раину. ��ак ��на ��опа-��а �� ��ом ��вященника ��авриила, ��т-��а ��адежды ��орлицкой, �� ��вартире ��оторой �� �� ��бнаружил ��ту ��кону. ��енщина ��ама ��несла ��редложение ��езвозмездно ��тдать ��е ��краинско-��у г��сударству �� ��словием, ��то ��б-��аз ��станется �� ��уцке. rsnews. Ne
|