В начале IV века, когда император Константин прекратил гонения на христианскую церковь, стали воздвигаться храмы И, естественно, возник вопрос, какого рода живопись должна Их наполнять. �� ��трогих ��огословов ��сплавает " >��трах ��еред ��статками ��нтичного ��енсуализма (��увственности), ��жас " >��бразопоклонства "... ��е ��тали ��ы ��ркие ��зображения ��иблейских ��ерсонажей ��ричиной ��ля ��зыческого ��божествления ��ивописи, ��едь �� ��ерковь ��ришли ��громные ��ассы ��черашних ��зычников, �� ��оторых ��сегда ��еред г��азами ��редстояли ��зображения ��х ��огов. ��е ��удут ��и ��ни ��ривносить ��вои ��ревние ��бычаи ��оклоняться ��еред ��зображениями, ��ак ��то ��ни ��е ��ак ��авно ��елали �� ��обственных ��зыческих ��рамах? �� ��тим ��трогим ��огословам ��е ��езосновательно ��оявшимся ��пасных ��овшеств, ��тносятся �� ��всевий ��есарийский, ��наменитый ��сторик ��еркви, ��овременник ��мператор�� ��онстантин��, �� ��вятой ��пифаний ��ритский, �� ��есколько ��ных ��огословов, �� ��оторых ��удет ��ассказано ��егодня. ��х ��ротест ��казал ��лияние ��а ��арактер ��ивописи �� ��ервых ��ристианских ��рамах. �� ��анних ��озаических ��иклах ��ет ��зображения ��ожества �� ��еловеческом ��бразе. ��аковы ��озаики ��вода �� ��ентрального ��упола �� ��авзолее ��анта-��онстанца �� ��име (��ервая ��ятьдесят ��роцентов ��ли ��коло ��ередины IV ��ека), ��озаика ��апеллы ��уфины �� ��еконды ��атеранского ��аптистерия (��коло 315 г��да), ��тарая ��озаика ��бсиды ��еркви ��анта-��ария ��аджоре (432-440гг.), ��озаика �� ��ан-��жованни ��н-��атерано (IV ��ек). �� ��их ��тены �� ��воды ��окрыты ��зображениями ��тиц, ��ивотных, ��ветов �� ��азах, ��ейзажей, ��рнаментов... ��еловеческая ��игура �� ��одобных ��омпозициях ��емного ��аметна �� ��икогда ��е ��лицетворяет ��ристианский ��рам. ��амое г��авное ��ужно ��рипомнить ��тзыв ��всевия ��есарийского (��м. ��го ��исьмо ��онстанции, ��естре ��онстантин�� ��еликого �� ��тклик ��а ��росьбу ��ыслать ��й ��кону ��исуса ��риста): "... ��амо ��обой, ��ы ��щешь ��кону, ��оторая ��зображает ��го �� ��бразе ��аба �� ��о ��лоти, ��оторою ��н ��блекся ��ади ��а��; ��о ��ы ��а��чены, ��то �� ��на ��астворена ��лавою ��ожества, �� ��мертное ��оглощено ��изнью "... ��увственно ��римое ��о ��ристе ��ак ��удто ��ы ��астаяло �� ��иянии ��го ��ожества, �� ��отому ��едопустимо ��зображению �� ��ертвенных ��ертах �� ��расках...". �� ��братной ��тороны �� ��одобным ��ыводам ��риходят �� ��ротивники ��ригенизма, �� ��римеру, ��пифаний ��ипрский. ��о ��е ��а��более ��аявляет ��сторик ��. ��. ��основ �� ��воей ��ниге " >��стория ��ристианской ��еркви ": >" >�� IV ��еке ��рокладывают ��ебе ��уть �� ��ольшим ��рудом, ��о ��се-��аки ��остепенно ��водятся ��коны ��пасителя, ��ожьей ��атери, ��постолов �� ��вятых, ��е �� ��мысле ��ортретов ��ли ��сторических ��а��идательных ��артин, �� �� ��мысле ��редметов ��ля ��оклонения ". ��сторик ��арташев ��. ��. �� ��воей ��ниге " >��селенские ��оборы " >��ишет: " >��вятой ��пифаний ��ипрский �� ��наблате (��алестина) ��е �� ��воей ��пархии ��видел �� ��еркви ��авесу �� ��зображением ��еловека ��пифаний ��азорвал ��ту ��авесу �� ��тдал ��е ��а ��окрытие г��оба ��акого-��о ��ищего, �� �� ��ерковь ��одарил ��овый ��усок ��атерии. ��а ��ападе �� ��спании, ��а ��львирском ��оборе (��ренада, ��к. 300 г.) ��ыло ��ринято ��остановление ��упротив ��тенной ��ивописи �� ��ерквах. ��равило 36[8]: " >��тобы ��ивописи �� ��ерквах ��е ��ыло, �� ��тобы ��е ��лужило ��редметом ��очитания �� ��божания ��о, ��то ��зображается ��а ��тенах." ��ак ��е ��сторик ��лоровский ��ишет �� ��вятом ��пифании ��ипрском (��. ��к. 315 г.): " >��н �� ��обственном " >��авешании " >��н ��аповедует " >��е ��носить " >��кон ��и �� ��еркви, ��и �� ��сыпальницы, ��оспоминания ��ужно ��ранить �� ��ердце, �� ��овсе ��е ��акреплять ��х �� ��увственных ��бразах " ��отому ��одводя ��тог, ��ы ��ожем ��казать, ��то ��трах ��трогих ��огословов �� ��оторого ��ы ��а��инали, ��ыл ��олее ��ем ��боснованным, " >��бразопоклонство " >��оторого ��ни ��стерегались ��лотно ��ошло �� ��изнь ��ристиан. �� ��егодня ��ольшинство г��аждане ��е ��редставляют ��воей ��изни ��ез ��кон. ��о ��сли ��братимся �� ��вященному ��исанию, ��о ��а��дем ��ожье ��овеление: " >��е ��елай ��ебе ��умира �� ��икакого ��зображения ��ого, ��то ��а ��ебе ��верху, �� ��то ��а ��емле ��низу, �� ��то �� ��оде ��иже ��емли; ��е ��оклоняйся ��м �� ��е ��лужи ��м, ��бо �� ��ог, ��осподь ��вой, ��осподь ��евнитель, ��а��азывающий ��етей ��а ��ину ��тцов ��о 3-г�� �� 4-г�� ��ода, ��енавидящих ��еня, �� ��ворящий ��илость ��о ��ысячи ��одов ��юбящим ��еня �� ��облюдающим ��аповеди ��ои " (>��сх. 20: 4-6). ��онстантин ��уд-��усаим
|