![МиГ-35 потерпел поражение в крупном тендере на истребители [29.04.2011 19:27]](/pictures/29/296392.jpg) |
|
Министерство обороны Индии определило финалистов тендера на Производство и доставку 126 средних многофункциональных истребителей. В Короткий список попали два европейских самолета, среди которых российского МиГ-35 Не оказалось. Поражение в крупнейшем индийском тендере Не катастрофично для производителя самолета - РСК " МиГ ", Но может отрицательно отразиться на будущем самого истребителя - После Индией МиГ-35 имеют возможность отвергнуть А также российские военные. в тендере Тендер MMRCA на Производство и доставку 126 средних многофункциональных истребителей был объявлен в последнем месяце лета 2007 года. В на��але завершение конкурса планировалось на 2012-2014 год, Впрочем затем было решено подписать контракт С победителем Ранее. В апреле 2008 года Все шесть участников тендера - американские организации Boeing, Lockheed Martin, европейская Eurofighter, российская РСК " МиГ ", шведская Saab А также французская Dassault - передали министерству обороны Индии документацию своих истребителей А также коммерческие предложения, срок которых обязан был истечь 30 апреля 2010 года. в 2010 году Тендер был продлен еще на год До 30 апреля 2011 года. Сейчас MMRCA является самым крупным тендером, проводимым в Индии. Стоимость контракта С победителем определяется в 10, 4-12 млрд. долларов. Благодаря своей стоимости состязание в Индии получил прозвище " матери всех сделок ". MMRCA проводится в 2 этапа, 1-ый в составе которых завершился в июле 2010 года. К этому моменту ВВС Индии испытали Все истребители, предложенные на состязание, А также передали подробный отчет С выводами А также замечаниями министерству обороны. Второй этап предполагает формирование списка финалистов, вслед за чего состоятся коммерческие диалоги С компаниями А также подписание контракта С победителем. Раньше Министерство обороны Индии заявляло, что на��еется подписать твердый контракт До окончания 2011 финансового года, который в Индии Закончится в марте 2012 г.. Eurofighter Typhoon. Фото С интернет представительства sierracte. Com по условиям договора, победитель MMRCA обязан будет поставить в Индию 18 готовых самолетов, и реинвестировать До 50 % от стоимости контракта в индийскую экономику. Производство других 108 истребителей будет осуществляться по лицензии на площади самой страны. При этом планируется А также передача технологий. Опосля того, Как ВВС Индии получат Все 126 заказанных истребителей, индийское военное Министерство может разместить заказ на Производство и доставку еще 64 самолетов. Короткий список участников, вышедших в финал тендера MMRCA, стал известен утром 28 апреля 2011 года. Его обнародовали несколько индийских СМИ ссылаясь на источник в министерстве обороны. При этом официально Выход в составе тендера выразила согласие только шведская Фирма Saab, представившая на состязание истребитель JAS 39 Gripen IN (индийский вариант версии NG). До вечера 28 апреля индийское военное Министерство А также остальные участники тендера хранили молчание, Но потом О выходе в составе тендера заявили Lockheed Martin, Boeing А также " Рособоронэкспорт " (представлял на тендере РСК " МиГ " ). в Короткий список попали Eurofighter А также Dassault С истребителями Typhoon А также Rafale. Они получили запрос минобороны Индии на продление коммерческого предложения. Любопытно, что информация про то, что именно Эти организации стали финалистами индийского тендера, в первый раз возникла еще в последнем месяце лета 2010 года, Впрочем вскоре была опровергнута военным ведомством. Официальный уполномоченный минобороны Индии Ситаншу Кумар тогда сказал, что военное Министерство До сих пор Не пришло К какому-либо выводу, Но уточнил, что когда финалисты будут на��ваны, выбор окажется Неожиданным. Неожиданным он, следует отметить, Не оказался. Все было вполне предсказуемо. Выбывшие Одним в составе главных требований индийского тендера является передача максимального количества технологий. О готовности делиться своими разработками еще в 2008 году заявили РСК " МиГ " А также Dassault. Позднее К ним примкнули Eurofighter А также Saab. Последняя даже пообещала отдать индийцам исходные коды программного обеспечения, ответственного за управление радиолокационной станцией. В этом свете американские истребители F-16IN Super Viper А также F/A-18 Super Hornet сразу же утратили свою привлекательность, так Как США экстремально редко А также весьма неохотно делится своими разработками. Осенью 2010 года индийский телевизионный канал Times Now сказал, что Boeing на��трез Не захотел передавать индийцам какие-либо технологии F/A-18. Lockheed Martin еще какое-то время колебалась, Но тоже приняла решение Не особо распространяться О своих технических решениях, использованных в F-16. Однако, даже если бы американцы А также согласились делиться своими технологиями, немаловажную роль сыграла бы А также политика. Дело в том, что в 1998 году Индия подпала под жесткие американские на��азания, введенные вслед за серии подземных испытаний ядерного оружия. Эти на��азания были сняты только вслед за сентября 2001 года. МиГ-35, Rafale, Typhoon МиГ-35. Максимальная резвость: До 2, 1 тысячи километров в час. Двигатели: два РД-33МК. Дальность полета: До трех тыс. километров. Тяговооруженность: 1, 03. Не Имеет крейсерского сверхзвука. Боевой радиус: 960 километров. Потолок: 17, 5 тысячи метров. Радар: " Жук-А " С АФАР (пока Не установлен). Вооружение: 30-миллиметровая пушка А также десять точек подвески для ракет А также бомб общей массой До 6, 5 тонны. Rafale. Максимальная резвость: До 2, 4 тысячи километров в час. Двигатели: два Snecma M88-2. Дальность полета: До 3, 7 тысячи километров. Тяговооруженность: 0, 8. Не Имеет режима крейсерского сверхзвука. Боевой радиус: 1, 7 тысячи километров. Потолок: 16, 8 тысячи метров. Радар: RBE2 С ПФАР. Вооружение: 30-миллиметровая пушка А также 14 точек подвески для ракет А также бомб общей массой До 9, 5 тонны. Typhoon. Максимальная резвость: До 2, 5 тысячи километров в час. Двигатели: два EJ200. Дальность полета: До 2, 9 тысячи километров. Тяговооруженность: 1, пятнадцать. Имеет режим крейсерского сверхзвука. Боевой радиус: 1, 2 тысячи километров. Потолок: 19, 8 тысячи метров. Радар: импульсно-доплеровский Euroradar Captor. Вооружение: 27-миллиметровая пушка А также 13 точек подвески для ракет А также бомб общей массой До 7, 5 тонны. Гарантий того, что Индия Не подпадет под американские на��азания в будущем, нет никаких. Наиболее принимая во внимание нестабильные взаимоотношения С Пакистаном, которому США уже на протяжении нескольких лет оказывают всемерную военную помощь, поставляя А также модернизируя истребители А также перечисляя финансирование. Например, в 2011 году США запланировали оказать Пакистану военную помощь на 3 млрд. долларов. Так, участие американских истребителей в индийском тендере было скорее номинальным, чем реальным. Однако, США на Выход самолетов в составе тендера обиделись. Ведь получается, что министр торговли США Гэри Лок в феврале 2011 года съездил в Индию безрезультатно. А заявления на��альника управления Пентагона по закупкам А также технологиям Эштона Картера, что " F-16 А также F/A-18 являются лучшими, Как С позиции предлагаемых технологий, Таким образом А также С позиции цены " Не обнаружили свою аудиторию." Продвинуть " американские самолеты пытался А также глава государства США Барак Обама в процессе визита в Индию под конец 2010 года. По информации организации Lockheed Martin, сейчас Министерство обороны занимается составлением письма К индийскому военному ведомству, содержание которого покуда неизвестно. Выход Saab JAS 39 Gripen IN в составе тендера тоже вполне объясним. Во-первых, он является Одним в составе 2-х однодвигательных истребителей (Второй - F-16), принимавших участие в тендере. Считается, что такие самолеты имеют больше шансов вернуться на базу в случае разрушения силовой установки. Во-вторых, в 2010 году ряд индийских СМИ на��исал, что ВВС Индии Не понравился Радар, установленный на самолете. МиГ-35 До последнего момента оставался темной лошадкой, Но, в конце концов, А также Его Поражение можно было предвидеть. В последние 2 года периодически появлялись послания про то, что российский истребитель на испытаниях продемонстрировал хороший Боевой потенциал, Но индийцев Не устроили Его Двигатели. Как сообщает печатное издание " Коммерсантъ " ссылаясь на источник в " Рособоронэкспорте ", в письме, полученном от минобороны Индии содержатся 14 пунктов, где детально разбираются недостатки МиГ-35. Детали О недостатках Не раскрываются, Впрочем известно, что одна в составе претензий касается двигателей. На МиГ-35 устанавливаются Двигатели РД-33МК, модернизированная версия РД-33 1972 года выпуска С увеличенной До 89 килоньютонов форсажной тягой. Может быть, именно тот факт, что РД-33МК является глубокой модернизацией старой силовой установки, индийцы А также сочли недостатком. Помимо этого, программа разработки МиГ-35 еще Не завершена; серийное Производство истребителя запланировано на 2013-2014 год, что тоже вряд ли прибавило привлекательности российскому самолету. Поражение МиГ-35 было предсказуемым еще А также потому, что доля самолетов России из ВВС Индии быстро приближается К 50 процентам. При этом военная стратегия страны предполагает диверсификацию вооружений, А это означает многочисленные поставки Су-30МКИ, МиГ-29К/КУБ А также ряда остальных самолетов в Индию, и совместная разработка истребителя 5-го поколения FGFA на месте базирования Т-50 (ПАК ФА) по факту стали залогом поражения МиГ-35 в MMRCA. Не помог даже приезд президента Дмитрия Медведева в Индию в на��але зимы 2010 года. Оставшиеся Попадание европейского истребителя Eurfighter Typhoon А также французского Dassault Rafale в Короткий список тендера выглядит вполне логичным С позиции политики. С технической точки зрения оба истребителя Не уступают, Но А также Не превосходят остальных участников MMRCA. Сейчас Индия ведет ряд общих проектов С Францией. Например, по контракту С французской стороной ведется возведение шести подлодок проекта Scorpene. Помимо этого, Франция в ближайшем будущем приступит К модернизации 45 индийских истребителей Mirage-2000H. **** F-16IN. Максимальная резвость: До 2, 3 тысячи километров в час. Двигатели: один F110-132A. Дальность полета: До 4, 2 тысячи километров. Тяговооруженность: 1, 18. Имеет режим крейсерского сверхзвука. Боевой радиус: пятьсот километров. Потолок: 18, 5 тысячи метров. Радар: AN/APG-80 С АФАР. Вооружение: 20-миллиметровая пушка А также одиннадцать точек подвески для ракет А также бомб общей массой До 7, 7 тонны. F/A-18. Максимальная резвость: До 1, 9 тысячи километров в час. Двигатели: два F414-GE-400. Дальность полета: До 2, 3 тысячи километров. Тяговооруженность: 0, 98. Не Имеет режима крейсерского сверхзвука. Боевой радиус: 700 километров. Потолок: 16 тыс. метров. Радар: AN/APG-79 С АФАР. Вооружение: 20-миллиметровая пушка А также одиннадцать точек подвески для ракет А также бомб общей массой До 8, 05 тонны. Gripen NG. Максимальная резвость: До 2, 5 тысячи километров в час. Двигатели: один F414G. Дальность полета: До 3, 2 тысячи километров. Тяговооруженность: 1, 07. Имеет режим крейсерского сверхзвука. Боевой радиус: 800 километров. Потолок: 16 тыс. метров. Радар: доработанный PS-05/A С АФАР. Вооружение: 27-миллиметровая пушка А также 8 точек подвески ракет А также бомб общей массой До восьми тонн. **** Но несмотря на это, Шансы Rafale на победу в индийском тендере Не высоки. Этот же самолет участвует в бразильском тендере F-X2. ВВС Бразилии уже провели испытание французского истребителя А также пришли К выводу, что хотя он А также является на��ежной А также эффективной машиной, Все же слишком технически сложен А также дорог в эксплуатации. Помимо этого, Не в угоду Rafale играет А также тот факт, что Франции за десятилетнюю историю существования самолета Таким образом А также Не получилось заключить ни единого экспортного контракта. Интерес К приобретению истребителя высказывали ОАЭ, Ливия А также Оман, Впрочем контракта Таким образом А также Не заключили. Шансы же Typhoon на победу, на��ротив, высоки. Этот самолет тоже дорог в эксплуатации, на что раньше жаловались ВВС Великобритании, Но технически является Не менее простым, чем Rafale. Главный плюс истребителя заключается в том, что он выпускается европейским совместным заводом Eurofighter, 46 % акций в котором принадлежит концерну EADS (BAE Systems контролирует 33 процента СП, А Alenia Aeronautica - 21 процент). В июле 2010 года Агентство по развитию авиации (ADA) Индии заявило, что желает обнаружить ключевого партнера для создания усовершенствованной версии на��ионального истребителя Tejas - Tejas Mark II. При этом ADA заявило, что желает пойти С жалобами главным образом К EADS, которая, в случае согласия, будет оказывать организации Hindustan Aeronautics, создающей Tejas, консультационные сервис. Легкий истребитель Tejas, который будет выпускаться в версиях для ВВС А также ВМС Индии, обязан будет заменить Все устаревшие МиГ-21. Так, в результате победы Typhoon в тендере Индия будет иметь возможность Не только получить европейские авиационные технологии, Но также А также на��адить взаимодействие С Eurofighter А также EADS, что для проекта Tejas будет большим благом. из-за сотрудничеству С EADS ADA на��еется применить в Tejas определенные свежие технические решения: сильно уменьшить массу индийского истребителя, усилить Его конструкцию, А в палубной версии самолета, Не менее продуманно разместить гак. К слову, Eurofighter тоже ожидает определенных выгод от MMRCA, Кроме продажи 126 истребителей. В феврале 2011 года на авиашоу Aero India 2011 в Бангалоре Фирма внесла предложение министерству обороны Индии палубную версию Typhoon С регулируемым в вертикальной плоскости на��равлением тяги. участь российского Поражение МиГ-35 в MMRCA Не критично для РСК " МиГ ", хотя А также Не может Не расстроить. Победа в многомиллиардном тендере позволила бы организации существенно поправить свои дела. Как сообщает печатное издание " Ведомости " ссылаясь на последнюю опубликованную отчетность организации за 2009 год, выручка РСК " МиГ " составила 24, 8 млрд. рублей При чистом убытке в 7, 9 млрд. А также долге в 44 млрд. рублей. В 2009 году " МиГ " получил государственную поддержку в размере 47 млрд. рублей. так или иначе, РСК " МиГ " Имеет достаточно большой портфель контрактов на Производство и доставку истребителей. Например, Фирма должна поставить Мьянме 20 МиГ-29 на 400 млн. евро, Индии - 45 МиГ-29К/КУБ на 2, 2 млрд. долларов, модернизировать 62 индийских же МиГ-29 на 964 миллиона долларов, и отдать Сирии 24 МиГ-29М/М2 на млрд. долларов. Правда, на этом экспортные договора " МиГа " исчерпываются, А дальнейшее будущее - туманно. По информации " Рособоронэкспорта ", портфель заявок РСК " МиГ " дает возможность загрузить предприятие До 2016 года. по отзывам эксперта Центра анализа стратегий А также технологий Константина Макиенко, в ближайшие 5-10 лет может произойти слияние " МиГа " А также " Сухого ", входящих в Объединенную авиастроительную корпорацию. в РФ на Поражение МиГ-35 в индийском тендере постарались отреагировать спокойно, Но нотка огорчения Все же проскользнула. В собственном пресс-релизе " Рособоронэкспорт " на��исал кратко, Но понятно: " Принятое решение является исключительным правом выбора индийской стороны того либо другого поставщика авиационной техники ". однако, Поражение МиГ-35 в индийском тендере может отрицательно сказаться на жизни самого истребителя. Крупный заказ от ВВС Индии позволил бы увеличить серийный выпуск истребителя, соответственно существенно снизив цены на конечную продукцию для российского минобороны. Госпрограмма вооружений на 2011-2020 годы предполагает закупку 72 МиГ-35. Так или иначе, контракт на покупку самолетов До сих пор Не заключен А также, может быть, Не станет заключен, на��более если вырастет конечная Стоимость истребителя Благодаря уменьшения серии. помимо этого, спорной теперь оказалась А также целесообразность развертывания серийного производства МиГ-35 ради небольшого заказа минобороны России. Остается, Правда, небольшая шанс на возможные заказы на МиГ-35 от стран Латинской Америки А также Ближнего Востока, где " Рособоронэкспорт " на��ал продвигать российский истребитель, Впрочем С поражение�� в MMRCA Шансы самолета, Возможно, упали .
|