|
|
Неумеренное употребление всевозможных спиртных напитков С незапамятных времен является основной отличительной характеристикой феномена русской культуры. Достаточно взглянуть на известный портрет похмельного Репина кисти гениального Серова или вспомнить, что у российских антикварщиков есть такое всеобъемлющее определение, как " пьяный Саврасов ", чтобы убедиться - страсть к спиртному пожирала русских гениев испокон веков. в советском культурном пространстве употребление горячительных напитков вышло на новый уровень. Ведь все разговоры на знаменитых кухнях времен " застоя " неизменно сопровождались обильными возлияниями. Постепенно, А порой И незаметно для окружающих, алкоголь вливался в кухонный дискурс С его жаркими спорами О литературе И живописи. Мало-помалу спиртные напитки проникли не только в организмы художников, Но И в искусство, сделавшись чуть ли не самой актуальной темой произведений уполномоченных культуры андеграунда. Широкий спектр спиртосодержащей продукции увековечил Венедикт Ерофеев в своей знаменитой поэме " Москва-Петушки ". Этот же ассортимент проходит красной линией через все литературное И художественное наследие митьков. Перечислить всех советских И постсоветских живописцев И графиков, посвятивших свои шедевры зеленому змию, просто невозможно. А вот показать определенный срез этой культуры, А заодно И поразмышлять об ее истоках И предпосылках - затея весьма интересная. Именно такую задачу поставили себе кураторы столичной галереи Г. О. С. Т., рекомендовав вниманию публики выставку " Любовный напиток ". И если вы И в правду интересуетесь, какие бывают " любовные напитки ", как они действуют И помогают, как их пьют И чем закусывают, то на выставке, может быть, найдете самые неожиданные от��еты на эти вопросы. " в начале Нового года галерея показывает " научно-исследовательский " выставочный проект, предлагающий краткую " Антологию " любви И " любовных напитков " старых И новых, давно известных И снова от��рытых, - объясняют кураторы проекта.- Разделяя мнение в. Ерофеева про то, что есть " два взгляда на вещи: точный И восточный ", авторы антологии честно пробовали решить сложнейшую задачу О разделении сущности " любви " И " напитка ". Однако в результате проведенного исследовательскую работу так И не получилось выявить независимую специфику этих явлений. По этой причине авторы проекта до��жны прийти к выводу, что для успешной параметры данных понятий наилучшим образом подходит полисемантический феномен " Любовный напиток ". кроме Ерофеева, С авторами заочно выражают согласие Рудаки ( " Вино - как слезы тучки летней, А тучка полный твой фиал/испей - И разом возликуешь, все обретешь, чего желал " ), Ларошфуко ( " Любовь правильнее всего сравнить С горячкой..." ) И Саади ( " Тот неискренний влюбленный, кто не выпьет из милых рук чашу огненного яда заместо искристого вина " ). Однако же русские Художники, участвующие в экспозиции, поневоле внесли свои коррективы в высокие замыслы просветленных кураторов И литературных классиков. Любовный напиток в наших широтах - от��юдь не нектар И не амброзия. Это даже не пресловутая чаша С ядом. В лучшем случае, Это политкорректные бутылочки, напоминающие можайское молоко (А. Митлянская, " Авоська ", 1989). Художники советской закалки вспоминают бурную молодость, проходившую под мерное журчание грузинских вин (Т. Назаренко, " столичный стол ", 1999) или же, наоборот, под утробное бульканье плодово-ягодных напитков, изготовленных, как известно, из лучших сортов И по самым традиционным технологиям (А. Смирнов-Воскресенский, " Деревенский праздник ", 2000). Но все-таки самым популярным И, если не " любовным ", то, по крайней мере, любимым напитком нашего народа остается пиво. Оно фигурирует И в ностальгических рисунках маститого Николая Андриевича (правда почему-то в сочетании С граненым стаканом - классическим водочным аксессуаром), И в творчестве молодой художницы Анны Руссовой ( " Пивной человек ", 2005). Другими словами, творческий эксперимент продемонстрировал - невзирая на изобилие элитного зарубежного алкоголя на российском рынке, наши Художники по-прежнему предпочитают традиционные незатейливые напитки российского производства. " Обожаю простые удовольствия, - признавался Веничка Ерофеев.- Это последнее прибежище сложных натур " .
|