![Бензин в РФ будет иметь стоимость как в евросоюзе [13.05.2011 15:45]](/pictures/13/298050.jpg) |
|
Российское правительство всеми силами пытается обуздать продолжающийся рост цен на моторное топливо. Вчера глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина сказала про то, что в правительстве считают переноса и на последующий месяц введенных С 1 мая повышенных экспортных пошлин на топливо. Правда, при этом министр поспешила оговориться, что Введение заградительных пошлин является временной мерой, а для регулирования рынка необходимы более системные меры - к примеру, новая система налогообложения нефтяной промышленности. вспомним, С 1 мая экспортный налог на светлые нефтепродукты, включая бензин, была повышена С $283, 9 До $304 за тонну. До увеличения ставка исчислялась исходя из коэффициента 0, 67 к пошлине на нефтепродукты. С 1 мая для топлива этот коэффициент был повышен До 90%. Повышение пошлин стало ответом на бензиновый кризис, возникший в начале весны. За короткое время нехватка бензина начался более чем в десяти регионах. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Алтайском крае, на Сахалине, в Санкт-Петербурге, Воронеже и Новосибирске. В результате, на Алтае была очень быстро ограничена продажа топлива. Доходило До того, что автозаправочные станции крупнейших региональных операторов рынка - " Газпром нефть " и " Роснефть " - отпускали не больше чем 20 л топлива на машину. нехватка бензина привел к резкому росту цен. С 1 по 9 мая, когда снабжение большинства АЗС было еще более затруднено в связи С праздниками, на ряде заправок стоимость Особенно ходового топлива А-92 достигала 30 руб. За один литр. Нехватка бензина породил ажиотажный спрос от перепуганных автовладельцев, который усугубил ситуацию, спровоцировав многочисленные инсенуации. Создается впечатление, что весенний скачок топливных цен стал для правительства полной неожиданностью. Чиновники и Уполномоченные Генпрокуратуры поспешили обвинить в происходящем производителей и поставщиков нефтепродуктов, как-��удто бы вступивших в сговор для того, чтобы перенаправить топливо С внутреннего рынка на внешний. Решить проблему попробовал В. В. Путин, объявив о введении С 1 мая запретительных экспортных пошлин. Премьер попросил в настойчивой форме представить ему список всех топливно-сбытовых компаний." Нам нужен реестр всех сбытовых компаний и Таким образом называемых независимых ", - обратил внимание руководитель правительства, пояснив, что " С ними нужно выработать такие отношения, " чтобы у регулирующих организаций была полная информация про то, что там происходит ". Вице-президент крупнейшей российской нефтяной организации " Роснефть " Игорь Ромашов, отвечающий за блок нефтепродуктообеспечения, был временно отстранен от исполнения своих обязанностей. Однако демонстративный акт " ручного управления ", похоже, не принес особых результатов. Несмотря на то что топливо на АЗС начало появляться, цены на него снижаться не спешат. Тот факт, что правительство рассматривает возможности продления срока действия заградительных пошлин, свидетельствует о невысокой эффективности подобных действий. в основе нынешнего повышения цен на топливо лежит объективная ситуация на мировом рынке. В евросоюзе, к примеру, за последний период времени бензин и дизельное топливо существенно поднялись в цене, при том что в РФ на протяжении нескольких месяцев правительство предпринимало рыночные и нерыночные действия по сдерживанию их повышения. Одной из главных причин давления на внутренний топливный рынок тогда (да и сегодня тоже) стало Введение акциза, повышающего стоимость 1 л бензина на 1 рубль. По расчетам правительства, акциз станет источником наполнения возрожденного дорожного фонда. По данным министра финансов Алексей Кудрина, восстановленная " копилка " даст возможность России в десять лет довести " российские дороги До европейского уровня ". затем тема данного акциза не нередко поднималась в публичных представлениях российских бюрократов. Дело в том, что его Введение обязано было компенсировать предполагаемую отмену транспортного налога С автовладельцев. Аналогичный пошлину является экономическим анахронизмом и давно не используется в большинстве развитых стран. Однако граждан России ждало разочарование. Заместо отмены дорожного налога правительство лишь сократило вдвое его базовую ставку, сохранив за регионами право применения огромных повышающих коэффициентов. в конце концов автомобилисты оказались обмануты два раза. С Одной стороны, уменьшение базовой ставки было на практике полностью компенсировано региональными властями через повышающие коэффициенты. С обратной - введен был и Тот наиболее акциз, лежащий в основе увеличения стоимости бензина. так, механизм повышения цен был сформирован еще в начале января. Зимой сдерживать цены удавалось посредством административного воздействия. С началом весны " ручное управление " оказалось бессильным, потому что на указанный базовый фактор наложились другие объективные обстоятельства. В условиях искусственного сдерживания цен на внутреннем рынке и их повышения на внешнем рынке производители и трейдеры устремили свои взгляды за рубеж. Резкий рост объемов экспорта нефтепродуктов привел к дефициту и удорожанию их на внутреннем рынке. Введение заградительных пошлин, может быть, даст возможность восстановить баланс предложения на рынке. Однако нет оснований полагать, что в результате бензин будет иметь стоимость, как ранее. С Одной стороны, давить на ценник будет упомянутый акциз, С обратной - перед производителями будет маячить ориентир европейских цен. Все это оставляет немного шансов на возврат к прошлым ценовым уровням. наиболее же печальное в том, что на ситуацию уже на практике невозможно повлиять даже посредством " ручного управления ". Напротив, административное сдерживание цен Зимой только усилило эффект сжатой пружины, распрямившейся в наиболее неподходящий момент. Созданный в начале г. и активно поддерживаемый в зимние месяцы дисбаланс будет неуклонно стремиться к выравниванию .
|