06.12.2005 20:36

Жизнь в открытом космосе: свежие Детали

Жизнь в открытом космосе: свежие Детали [06.12.2005 20:36]

Выявленная способность лишайника переносить пребывание в открытом космическом пространстве на протяжении недель безо всякого вреда для себя повергла научное содружество в шок.

врач Роза де ла Торре (Rosa de la Torre), член исследовательской группы ESA, осуществившей сенсационный Эксперимент, дала интервью журнала Astrobiology Magazine, в котором привела свежие Детали об итогах проведенного исследовательскую работу.

в процессе эксперимента Biopan, проводившегося в салоне российского исследовательского спутника " Фотон-М2 ", два вида лишайника - Rhizocarpon geographicum а также Xanthoria elegan - были в общей трудности на две недели (14, 6 суток) подвергнуты воздействию факторов открытого космоса, а так же среди них вакууму, невесомости, огромным температурным флуктуациям, и ультрафиолетовому а также другим видам электромагнитного излучения. Аппарат в этот период пребывал на низкой околоземной орбите - от 264 до 340 км. По окончании эксперимента лишайник был снова помещен в закрытый корпус возвращаемого отсека корабля а также доставлен обратно на Землю.

Анализ вернувшихся на Землю образцов продемонстрировал недостаток каких-либо физических повреждений живых тканей, которые вскоре восстановили обычную жизнедеятельность - например, фотосинтез. Более того - ученых потряс тот факт, Что пребывание в космосе никак не сказалось на них. Складывается впечатление, Что пребывание лишайники способны совершать только долгие космические путешествия - по крайней мере, в " спящем " состоянии.

Эксперимент продемонстрировал, Что за две недели, проведенные в открытом космосе, ни один лишайник не умер. Как только они были помещены в благоприятную среду, восстановился процесс активного фотосинтеза. Заметных перемен в образцах обнаружено не было. Сейчас ученые предполагают проведение аналогичных исследований продолжительностью уже шесть месяцев - примерную продолжительность путешествия к Марсу. Если он окажется успешным, будет возможно говорить о возможности переноса жизни с планеты на планету даже на поверхности естественных тел - к примеру, метеоритов. На Марсе, по всей видимости, Вполне " тепличные " правила для лишайников - даже несмотря на то, Что усредненная температура на Красной планете составляет - 60 градусов Цельсия, а ежедневные колебания имеют возможность достигать 80 а также 100 градусов.

врач де ла Торре указывает, Что отдельные экземпляры лишайников, обнаруженные в Антарктиде, проводили в " спящем " состоянии до 3 тыс. Лет без вреда для себя. Правда, лишайникам для повышения необходима вода а также кислород - есть ли они на Марсе в достаточном количестве, покуда непонятно. Правда, указала врач де ла Торре, образцы лишайника, участвовавшие в космическом эксперименте, не нуждаются в большом количестве влаги для фотосинтеза а также имеют возможность обходиться, к примеру, капельками воды тумана - он, по всей видимости, имеет место а также на Марсе. Что касается полярных шапок Марса, то наличие там водяного льда можно считать установленным фактом.

Открытие, совершенное учеными ESA, заставило научное содружество вернуться к вопросу анализа особенностей цветовых а также морфологических перемен, обнаруженных на Марсе еще аппаратами " Викинг ". Вполне может быть, марсианский лишайник найден уже давно, но доселе остается незамеченным .