|
|
C 1990-х годов диалоги по установлению партнерства между Евросоюзом а также Россией являются одним из базовых элементов отношений России а также Запада. так или иначе, Несмотря на Все ожидания а также громкие заявления, это взаимодействие Таким образом а также Не принесло ожидаемых плодов. Российско-грузинская война августа 2008 года а также последовавший за ней финансовый кризис привели к довольно-таки противоречивым последствиям. С одной стороны, это поставило под вопрос проект Таким образом на��ываемой Большой Европы, неотъемлемой частью которой обязаны была быть а также Россия. С обратной стороны, российским главам получилось убедить своих европейских коллег в том, Что Западу нужны крепкие связи С Россией. Европейская версия перезагрузки отношений принимает форму " партнерства ради модернизации ", которое представляют как изменение основ отношений России а также ЕС. Недавний трехсторонний саммит Франции, Германии а также России, который прошел в Довиле 18 а также 19 октября, позволил немного ускорить Этот процесс. В конце концов развитие партнерства Россия-ЕС может стать ответом на перемещение экономического а также геополитического баланса в сторону Южной а также Восточной Азии. одновременно, кажется, Что стороны хотят представить Все Таким образом, словно их желания совпадают на��лучшим образом, а Все провалы а также провалы предшествующего являются всего лишь досадным недоразумением. Однако заместо того, Чтобы принимать как данность воздействие противоположных тенденций а также рассматривать ситуацию как нечто завершенное, следует поставить себя в перспективу отношений России а также Европы или, в Не менее широком смысле, отношений России а также Запада. Несмотря на асимметричность а также противоречивость действий сторон, тут остается широкое поле для маневра, позволяющее сделать центры пересечения общих интересов. Одновременно стабилизация а также упорядочивание отношений С Россией требуют выбора адекватных рамок сотрудничества. В этой сфере многополярные игры Не бывают самодостаточным фактором, из-за чего сохранение евро-атлантической солидарности представляется как обязательное условие любой на��равленной на Восток масштабной европейской политики. провалы партнерства Россия-ЕС Анализ отношений России а также Европы требует краткого экскурса в историю. Обсуждение условий партнерства России а также ЕС на��алось еще в 90-х годах. Российское руководство ельцинской эры стремилось создать страну частью западной системы а также полноправным членом интернационального братства. Что касается ЕС, его задача состояла в подготовке расширения союза на страны Центральной а также Восточной Европы а также организацию ясной структуры С учетом энергетической а также экономической взаимозависимости России а также Европы (Энергетическая хартию 1991 года, которая в 1994 году была дополнена специальным договором). Эти тенденции вписывались в проект Большой Европы, который основывался на передаче компетенций, И взаимодополняемости ЕС а также его Восточной периферии. Аналогичный взгляд на всемирную геополитику перекликается С горбачевской теорией общего европейского дома (Эту концепцию, к слову, Прежде уже высказывал Юрий Андропов). договор о партнерстве а также кооперации России а также ЕС было подписано в 1994 году а также вступило в силу С 1997 года. В Этот на��более период Россия также стремилась Установить особые партнерские отношения С США а также добилась создания постоянного Совета С НАТО (1997 год). Хотя война в Косове а также евразийская тенденция в российской дипломатии создавали препятствия для движения на Запад, РФ И ЕС стремились упрочить свои отношения при помощи расширенного энергетического партнерства (план Проди) а также диалога по проблемам политики а также безопасности (2000 год). Россия рассчитывала, так, сделать противовес США а также НАТО, Однако европейцы были главным образом на��елены на развитие собственной параллельной североатлантическому альянсу оборонной политики. После событий одиннадцать сентября 2001 года американский фактор снова вернулся на центральные позиции, а также В. В. Путин решил обсудить негласное уважение сферы влияния России в Ближнем зарубежье в обмен на участие страны в войне супротив терроризма. Москва а также Вашингтон занялись углублением стратегического партнерства, а также в мае 2002 года был создан Совет Россия-НАТО. так или иначе, 2000-е годы стали на��более тяжелым периодом как для отношений России а также ЕС, Таким образом а также для связей столицы а также Запада в целом. Власти России Не захотели ратифицировать Энергетическую хартию а также Не на��ушать ее вынесенные в ней правила, а в это же время вопрос энергетики на��олго стал краеугольным камнем в отношениях столицы а также Брюсселя. Расширение ЕС на Центральную а также Восточную Европу вызвало на��тороженность руководства РФ а также враждебность к европейской политике соседства, которая должна была усилить роль ЕС в соседних странах (Белоруссии, Украине, Молдавии, Южном Кавказе). Цветные революции (Грузия, Украина) привели к ужесточению российской политики, Что вылилось в энергетические эмбарго а также торговые на��азания. Эта атмосфера " холодного мира " Не имела возможности Не сказаться на партнерстве России а также ЕС, которое Не могло быть переосмыслено опосля того, как срок договора истек в 2007 году. Хотя определенные западноевропейские лидеры а также стремились отделить европейский процесс От на��овского или американской Freedom Agenda, было Ясно, Что Российское руководство рассматривало ЕС как динамичную систему сотрудничества, способную оказать влияние на западные границы а также соперничать С проектом интеграции демократий в альтернативную Европу-Евразию. Параллельно С этим Российские лидеры определили линии раздела европейцев а также Не стеснялись играть на разнице в подходе к оси недоверия, С одной стороны, а также группе благосклонных государств - С обратной. От перезагрузки к партнерству ради модернизации в целом, новый курс в отношениях России а также ЕС обязан быть проанализирован в разных масштабах, то есть в рамках разных величин. В особенно общем плане российско-грузинская война августа 2008 года а также укрепление позиций России на Южном Кавказе является очевидным признаком ухудшения отношений России а также Запада. Так или иначе, политика перезагрузки администрации Барака хуссейна Обамы (на фоне мирового падения а также переоценки равновесия сил), Не прошла незамеченной для Европы. Внутри ЕС государства-члены пришли к согласию о развитии стратегии сотрудничества по отношению к России, стратегии, которая объединяет жесткость по грузинскому вопросу а также конструктивных подход, И на��равлена на то, Чтобы убедить в столицу России в необходимости большей открытости к реформам (Эта стратегия сотрудничества получила свое развитие а также в рамках НАТО). Не стоит забывать а также ПРО то, Что саммит Россия-ЕС, который прошел 31 мая а также 1 июня в Ростове-на-��ону, вылился в партнерство для модернизации, на��еленное на экономические а также социальные реформы С соблюдением норм демократии а также правового страны. Несмотря на то, Что повествование ведется преимущественно о дорожной карте, Европейская риторика выглядит куда позитивнее американской: на замену перезагрузке приходит стремление двигаться вперед. в представлениях политических деятелей основой партнерства для модернизации становится новое поведение России на интернациональной арене. Экономический а также финансовый кризис, по-видимому, заставил Российское руководство вспомнить об уязвимости а также слабостях своего страны, которые отошли на задний план в эпоху высоких цен на сырье: Россия - это Не развивающееся государство, а также траектория ее движения отлична От экономик группы BASIC (Бразилия, ЮАР, Индия, Китай). Модернизация ее экономики должна осуществляться в условиях большей открытости для западных инвестиций, Что подразумевает необходимость нового дипломатического курса. Нельзя Не принимать Во внимание тут а также растущую мощь китайской державы у юго-восточных границ России. Чтобы сделать противовес этому явлению, расположенной на пересечении Запада а также Востока России на��о Будет повернуться лицом к западным державам. Помимо этого, Российские лидеры а также их европейские коллеги боятся уменьшения своего влияния в современном мире С учетом тенденции к смещению баланса мощи а также благосостояния в сторону азиатско-тихоокеанского региона. Такой геополитический контекст дает возможность понять последние шаги российской дипломатии: подписание договора о СНВ, открытость по проблеме ПРО, волеизлияние по санкциям ООН супротив Ирана, договор по транзиту грузов для экспедиционного корпуса НАТО в Афганистане. В связи С этим перед европейскими державами стоит задача укрепить отношения России а также Запада, а в это же время США на��елены на другие приоритеты на Ближнем Востоке (Ирак, Афганистан) а также в азиатско-тихоокеанском регионе (усиление Китая). так или иначе, это Не отменяет сомнений в отношении нового российского курса, потому Что определенное перемещение дипломатических акцентов а также громкие заявления Не имеют возможность быть приравнены к общей траектории движения или Тем Не менее к свершившемуся факту. У многих возникают вопросы. Не видим ли мы В на��тоящее время оппортунистскую дипломатию, на��равленную на то, Чтобы по-максимуму применять переориентацию американской дипломатии на другие геостратегические регионы а также царящее в умах европейских деятелей ощущение междуцарствия? Невзирая на дипломатические неурядицы Внутри СНГ а также ОДКБ, российско-грузинская война в конце концов позволила Москве укрепить свои места на Южном Кавказе а также в существенной мере дискредитировала западную дипломатию на постсоветском пространстве. Последствия уже в полную силу показали себя Во время последних президентских выборов на Украине, результаты которых были восприняты С облегчением Во многих западноевропейских столицах (Здесь, само собой, нужно принимать в расчет Все характеристики а также переменные украинской политической системы). Наконец, внутренняя политическая обстановка в РФ экстремально сложна для понимания, а также вариации в речах официальных лиц отнюдь Не добавляют четкости в существующую картину. Ряд российских политологов на��таивает на том, Что открытость в на��равленной на Запад риторике сопровождается полной остановкой политического развития Внутри страны. От Довиля к Веймару а также Брюсселю С учетом всех этих сомнений в отношении ситуации в РФ а также нового курса Кремля, европейские сотрудники внешнеполитического ведомства обязаны детально обсудить Все вопросы со своими российскими коллегами, попытаться выяснить точки соприкосновения интересов а также сделать на��равленные на их продвижение платформы сотрудничества. Одновременно Такой прагматичный подход Не обязан означать опущения всех проблемных Тем а также вопросов (новый авторитаризм, устойчивость враждебных Западу геополитических тенденций, оккупация части грузинской территории а также Т. Д.). Надобно также подумать а также о рамках многостороннего дипломатического процесса, которые позволят довести до окончания Эту работу а также облегчить развитие логики взаимодействия между западными державами а также Россией. Самое Главное, внимание тут стоит обратить на общие органы России а также ЕС (комитет Россия-ЕС по проблемам политики а также безопасности) С одной стороны, а также Совет Россия-НАТО С обратной. Так или иначе, Россия явно отдает преимущество двухсторонним связям а также саммитам вне евро-атлантических институтов, Что дает возможность ей почувствовать свою значимость а также претендовать на особый статус в Старом свете (вспомните о проекте новой архитектуры европейской безопасности, который внес инициативу глава государства Медведев д. А. в июне 2008 года). Тут, само собой, на ум сразу приходит недавняя трехсторонняя встреча в Довиле лидеров Франции, Германии а также России. Эту формулу, Однако. Не стоит приравнивать к восстановлению возникшей Во время иракского падения оси Париж-Берлин-Москва (которая по на��тоящему была всего лишь временным дипломатическим альянсом): она отвечает стремлению Парижа а также Берлина продемонстрировать особые отношения (Франции а также Германии), укрепить связи России С Европой а также подготовить почву для будущих дипломатических мероприятий а также главным образом саммита НАТО в Лиссабоне (19 а также 20 ноября). Такие неформальные саммиты, бесспорно, приносят ощутимую пользу. Они позволяют оценить желания каждой из сторон, открыть свежие горизонты а также, Если может быть, продвинуться вперед. Все это в совокупности Не может обсуждаться только в рамках органов Россия-ЕС или Совета Россия-НАТО: ЕС а также НАТО состоят из суверенных стран, обладающих собственной дипломатией. Так или иначе, Нельзя недооценивать негативные Последствия подобных собраний (особенно в символическом плане) а также, как следствие, их контрпродуктивное влияние. Подобные ограниченные форматы, в рамках которых практикуется публичная дипломатия а также выставление на��оказ тесных отношений стран-участниц, далеко Не всегда воспринимаются в позитивном ключе. Они вызывают недоверие а также имеют возможность способствовать распространению имиджа разнонаправленной Европы, то есть Европы, которая способна пуститься в любые дипломатические авантюры. Эти размышления приводят на�� к Веймарскому треугольнику а также необходимости приобщить Польшу к этим неформальным саммитам, как в силу ее геополитического положения, Таким образом а также из-за ее истории а также дипломатического веса в евро-атлантических институтах. Главное В на��тоящее время, как на�� кажется, это Не создавать впечатления (правда то или нет) стремления к перевороту Внутри ЕС а также переговорам С Россией через голову государств Центральной а также Восточной Европы, без учета их собственных геополитических неполадок. Во многих областях взгляд на вещи также важен, как а также реальные факты, Что говорит на�� о необходимости учитывать геополитические желания третьих государств, их чувства а также амбиции. Кроме Веймарского треугольника а также полноправного присутствия Польши на саммитах при участии России стоит также подчеркнуть важность существующих многосторонних платформ для углубления а также расширения того, к чему можно приступить в Не менее ограниченных форматах. Этот призыв приобретает особую значимость в перспективе обсуждения положений новой стратегической концепции НАТО, И грядущего саммита североатлантического содружества в Лиссабоне а также заседания Совета Россия-НАТО. А также, Чтобы по-максимуму применять открытые Лиссабонским договором возможности, нужно привлечь Верховного посланника ЕС по проблемам политики безопасности к встречам в рамках Веймарского треугольника или иных таких форматов для подготовки регулярных саммитов России а также ЕС. Если проблемы " жесткой безопасности " а также подразумевают приоритетность переговоров в евро-атлантических структурах, у ЕС в итоге остается значительное пространство для маневра в сфере " мягкой безопасности ", урегулирования конфликтов в сопредельных регионах (Приднестровье, Южный Кавказ), политического а также экономического сотрудничества. Наконец, политика конструктивного подхода Запада к России должна уравновешиваться политикой открытых дверей для всех государств Восточной Европы а также Южного Кавказа, из-за чего обсуждения в рамках ЕС в среднесрочной а также долгосрочной перспективе, Возможно, выглядят Не менее перспективными, чем диалоги в рамках НАТО. Заключение в конце хочется отметить, Что, Несмотря на Ряд сложностей, Российскую Федерацию следует считать евроазиатской державой - проходящей по Уралу, С собственной логикой а также геополитическими представлениями. Будет ошибочным считать, Что достаточно просто соединить Эту Россию-Евразию а также Запад, а в это же время растущее влияние азиатско-тихоокеанского региона со своими собственными рисками а также возможностями ведет российскую дипломатию к большей вовлеченности в Этот геополитический массив, частью которого она является. Ряд российских официальных лиц в виде аргумента в угоду сближения С Западом готовы привести китайскую опасность; другие на��ирают скорее на важности стратегического партнерства России а также Китая а также его обещаниях в плане энергоэкспорта (объемы поставок вооружений теперь Не Таким образом важны, как в 2000-х годах). так, можно полагать, Что российская карта Не разыгрывается лишь в смысле выбора между Западом а также Востоком (геополитика Не сводится к литературным а также философским дебатам, которые она, Однако, должна принять Во внимание ввиду их влияния на репрезентацию), но скорее в русле сбалансированной политики для того, Чтобы размещения на пересечении ОБСЕ (Организация безопасности а также сотрудничества в Европе) а также ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). Тогда цели подобной политики конструктивной вовлеченности обязаны быть четко определены. Повествование ведется Не столько об учреждении Большой Европы, сколько об установлении политических а также стратегических отношений между евро-атлантическим сообществом а также Россией-Евразией в рамках соседского взаимодействия. Установить доверительные отношения а также ввести меры безопасности, Чтобы очертить желания а также консолидировать геополитический плюрализм, как в евросоюзе, Таким образом а также Во внутренних евроазиатских районах, уже немало .
|