It's Now!
ПОЛИТИКАНАУКА И ТЕХНИКА
ЭКОНОМИКАКУЛЬТУРА И ШОУ-БИЗНЕС
ОБЩЕСТВОСПОРТ
ПРОИСШЕСТВИЯЗАРУБЕЖНЫЕ
 Т   Ц 
 В   В 
 О   Е 
 Й   Т 

Политика
Политика. Хроника.
09.11.2010 14:10

Россия, НАТО и ЕС на заре нового порядка мировой безопасности

Россия, НАТО и ЕС на заре нового порядка мировой безопасности [09.11.2010 14:10]

C 1990-х годов диалоги по установлению партнерства между Евросоюзом а также Россией являются одним из базовых элементов отношений России а также Запада.



так или иначе, Несмотря на Все ожидания а также громкие заявления, это взаимодействие Таким образом а также Не принесло ожидаемых плодов. Российско-грузинская война августа 2008 года а также последовавший за ней финансовый кризис привели к довольно-таки противоречивым последствиям. С одной стороны, это поставило под вопрос проект Таким образом на��ываемой Большой Европы, неотъемлемой частью которой обязаны была быть а также Россия. С обратной стороны, российским главам получилось убедить своих европейских коллег в том, Что Западу нужны крепкие связи С Россией. Европейская версия перезагрузки отношений принимает форму " партнерства ради модернизации ", которое представляют как изменение основ отношений России а также ЕС. Недавний трехсторонний саммит Франции, Германии а также России, который прошел в Довиле 18 а также 19 октября, позволил немного ускорить Этот процесс. В конце концов развитие партнерства Россия-ЕС может стать ответом на перемещение экономического а также геополитического баланса в сторону Южной а также Восточной Азии.



одновременно, кажется, Что стороны хотят представить Все Таким образом, словно их желания совпадают на��лучшим образом, а Все провалы а также провалы предшествующего являются всего лишь досадным недоразумением. Однако заместо того, Чтобы принимать как данность воздействие противоположных тенденций а также рассматривать ситуацию как нечто завершенное, следует поставить себя в перспективу отношений России а также Европы или, в Не менее широком смысле, отношений России а также Запада. Несмотря на асимметричность а также противоречивость действий сторон, тут остается широкое поле для маневра, позволяющее сделать центры пересечения общих интересов. Одновременно стабилизация а также упорядочивание отношений С Россией требуют выбора адекватных рамок сотрудничества. В этой сфере многополярные игры Не бывают самодостаточным фактором, из-за чего сохранение евро-атлантической солидарности представляется как обязательное условие любой на��равленной на Восток масштабной европейской политики.



провалы партнерства Россия-ЕС



Анализ отношений России а также Европы требует краткого экскурса в историю. Обсуждение условий партнерства России а также ЕС на��алось еще в 90-х годах. Российское руководство ельцинской эры стремилось создать страну частью западной системы а также полноправным членом интернационального братства. Что касается ЕС, его задача состояла в подготовке расширения союза на страны Центральной а также Восточной Европы а также организацию ясной структуры С учетом энергетической а также экономической взаимозависимости России а также Европы (Энергетическая хартию 1991 года, которая в 1994 году была дополнена специальным договором). Эти тенденции вписывались в проект Большой Европы, который основывался на передаче компетенций, И взаимодополняемости ЕС а также его Восточной периферии. Аналогичный взгляд на всемирную геополитику перекликается С горбачевской теорией общего европейского дома (Эту концепцию, к слову, Прежде уже высказывал Юрий Андропов).



договор о партнерстве а также кооперации России а также ЕС было подписано в 1994 году а также вступило в силу С 1997 года. В Этот на��более период Россия также стремилась Установить особые партнерские отношения С США а также добилась создания постоянного Совета С НАТО (1997 год). Хотя война в Косове а также евразийская тенденция в российской дипломатии создавали препятствия для движения на Запад, РФ И ЕС стремились упрочить свои отношения при помощи расширенного энергетического партнерства (план Проди) а также диалога по проблемам политики а также безопасности (2000 год). Россия рассчитывала, так, сделать противовес США а также НАТО, Однако европейцы были главным образом на��елены на развитие собственной параллельной североатлантическому альянсу оборонной политики. После событий одиннадцать сентября 2001 года американский фактор снова вернулся на центральные позиции, а также В. В. Путин решил обсудить негласное уважение сферы влияния России в Ближнем зарубежье в обмен на участие страны в войне супротив терроризма. Москва а также Вашингтон занялись углублением стратегического партнерства, а также в мае 2002 года был создан Совет Россия-НАТО.



так или иначе, 2000-е годы стали на��более тяжелым периодом как для отношений России а также ЕС, Таким образом а также для связей столицы а также Запада в целом. Власти России Не захотели ратифицировать Энергетическую хартию а также Не на��ушать ее вынесенные в ней правила, а в это же время вопрос энергетики на��олго стал краеугольным камнем в отношениях столицы а также Брюсселя. Расширение ЕС на Центральную а также Восточную Европу вызвало на��тороженность руководства РФ а также враждебность к европейской политике соседства, которая должна была усилить роль ЕС в соседних странах (Белоруссии, Украине, Молдавии, Южном Кавказе). Цветные революции (Грузия, Украина) привели к ужесточению российской политики, Что вылилось в энергетические эмбарго а также торговые на��азания. Эта атмосфера " холодного мира " Не имела возможности Не сказаться на партнерстве России а также ЕС, которое Не могло быть переосмыслено опосля того, как срок договора истек в 2007 году. Хотя определенные западноевропейские лидеры а также стремились отделить европейский процесс От на��овского или американской Freedom Agenda, было Ясно, Что Российское руководство рассматривало ЕС как динамичную систему сотрудничества, способную оказать влияние на западные границы а также соперничать С проектом интеграции демократий в альтернативную Европу-Евразию. Параллельно С этим Российские лидеры определили линии раздела европейцев а также Не стеснялись играть на разнице в подходе к оси недоверия, С одной стороны, а также группе благосклонных государств - С обратной.



От перезагрузки к партнерству ради модернизации



в целом, новый курс в отношениях России а также ЕС обязан быть проанализирован в разных масштабах, то есть в рамках разных величин. В особенно общем плане российско-грузинская война августа 2008 года а также укрепление позиций России на Южном Кавказе является очевидным признаком ухудшения отношений России а также Запада. Так или иначе, политика перезагрузки администрации Барака хуссейна Обамы (на фоне мирового падения а также переоценки равновесия сил), Не прошла незамеченной для Европы. Внутри ЕС государства-члены пришли к согласию о развитии стратегии сотрудничества по отношению к России, стратегии, которая объединяет жесткость по грузинскому вопросу а также конструктивных подход, И на��равлена на то, Чтобы убедить в столицу России в необходимости большей открытости к реформам (Эта стратегия сотрудничества получила свое развитие а также в рамках НАТО). Не стоит забывать а также ПРО то, Что саммит Россия-ЕС, который прошел 31 мая а также 1 июня в Ростове-на-��ону, вылился в партнерство для модернизации, на��еленное на экономические а также социальные реформы С соблюдением норм демократии а также правового страны. Несмотря на то, Что повествование ведется преимущественно о дорожной карте, Европейская риторика выглядит куда позитивнее американской: на замену перезагрузке приходит стремление двигаться вперед.



в представлениях политических деятелей основой партнерства для модернизации становится новое поведение России на интернациональной арене. Экономический а также финансовый кризис, по-видимому, заставил Российское руководство вспомнить об уязвимости а также слабостях своего страны, которые отошли на задний план в эпоху высоких цен на сырье: Россия - это Не развивающееся государство, а также траектория ее движения отлична От экономик группы BASIC (Бразилия, ЮАР, Индия, Китай). Модернизация ее экономики должна осуществляться в условиях большей открытости для западных инвестиций, Что подразумевает необходимость нового дипломатического курса. Нельзя Не принимать Во внимание тут а также растущую мощь китайской державы у юго-восточных границ России. Чтобы сделать противовес этому явлению, расположенной на пересечении Запада а также Востока России на��о Будет повернуться лицом к западным державам. Помимо этого, Российские лидеры а также их европейские коллеги боятся уменьшения своего влияния в современном мире С учетом тенденции к смещению баланса мощи а также благосостояния в сторону азиатско-тихоокеанского региона. Такой геополитический контекст дает возможность понять последние шаги российской дипломатии: подписание договора о СНВ, открытость по проблеме ПРО, волеизлияние по санкциям ООН супротив Ирана, договор по транзиту грузов для экспедиционного корпуса НАТО в Афганистане. В связи С этим перед европейскими державами стоит задача укрепить отношения России а также Запада, а в это же время США на��елены на другие приоритеты на Ближнем Востоке (Ирак, Афганистан) а также в азиатско-тихоокеанском регионе (усиление Китая).



так или иначе, это Не отменяет сомнений в отношении нового российского курса, потому Что определенное перемещение дипломатических акцентов а также громкие заявления Не имеют возможность быть приравнены к общей траектории движения или Тем Не менее к свершившемуся факту. У многих возникают вопросы. Не видим ли мы В на��тоящее время оппортунистскую дипломатию, на��равленную на то, Чтобы по-максимуму применять переориентацию американской дипломатии на другие геостратегические регионы а также царящее в умах европейских деятелей ощущение междуцарствия? Невзирая на дипломатические неурядицы Внутри СНГ а также ОДКБ, российско-грузинская война в конце концов позволила Москве укрепить свои места на Южном Кавказе а также в существенной мере дискредитировала западную дипломатию на постсоветском пространстве. Последствия уже в полную силу показали себя Во время последних президентских выборов на Украине, результаты которых были восприняты С облегчением Во многих западноевропейских столицах (Здесь, само собой, нужно принимать в расчет Все характеристики а также переменные украинской политической системы). Наконец, внутренняя политическая обстановка в РФ экстремально сложна для понимания, а также вариации в речах официальных лиц отнюдь Не добавляют четкости в существующую картину. Ряд российских политологов на��таивает на том, Что открытость в на��равленной на Запад риторике сопровождается полной остановкой политического развития Внутри страны.



От Довиля к Веймару а также Брюсселю



С учетом всех этих сомнений в отношении ситуации в РФ а также нового курса Кремля, европейские сотрудники внешнеполитического ведомства обязаны детально обсудить Все вопросы со своими российскими коллегами, попытаться выяснить точки соприкосновения интересов а также сделать на��равленные на их продвижение платформы сотрудничества. Одновременно Такой прагматичный подход Не обязан означать опущения всех проблемных Тем а также вопросов (новый авторитаризм, устойчивость враждебных Западу геополитических тенденций, оккупация части грузинской территории а также Т. Д.). Надобно также подумать а также о рамках многостороннего дипломатического процесса, которые позволят довести до окончания Эту работу а также облегчить развитие логики взаимодействия между западными державами а также Россией. Самое Главное, внимание тут стоит обратить на общие органы России а также ЕС (комитет Россия-ЕС по проблемам политики а также безопасности) С одной стороны, а также Совет Россия-НАТО С обратной. Так или иначе, Россия явно отдает преимущество двухсторонним связям а также саммитам вне евро-атлантических институтов, Что дает возможность ей почувствовать свою значимость а также претендовать на особый статус в Старом свете (вспомните о проекте новой архитектуры европейской безопасности, который внес инициативу глава государства Медведев д. А. в июне 2008 года). Тут, само собой, на ум сразу приходит недавняя трехсторонняя встреча в Довиле лидеров Франции, Германии а также России. Эту формулу, Однако. Не стоит приравнивать к восстановлению возникшей Во время иракского падения оси Париж-Берлин-Москва (которая по на��тоящему была всего лишь временным дипломатическим альянсом): она отвечает стремлению Парижа а также Берлина продемонстрировать особые отношения (Франции а также Германии), укрепить связи России С Европой а также подготовить почву для будущих дипломатических мероприятий а также главным образом саммита НАТО в Лиссабоне (19 а также 20 ноября).



Такие неформальные саммиты, бесспорно, приносят ощутимую пользу. Они позволяют оценить желания каждой из сторон, открыть свежие горизонты а также, Если может быть, продвинуться вперед. Все это в совокупности Не может обсуждаться только в рамках органов Россия-ЕС или Совета Россия-НАТО: ЕС а также НАТО состоят из суверенных стран, обладающих собственной дипломатией. Так или иначе, Нельзя недооценивать негативные Последствия подобных собраний (особенно в символическом плане) а также, как следствие, их контрпродуктивное влияние. Подобные ограниченные форматы, в рамках которых практикуется публичная дипломатия а также выставление на��оказ тесных отношений стран-участниц, далеко Не всегда воспринимаются в позитивном ключе. Они вызывают недоверие а также имеют возможность способствовать распространению имиджа разнонаправленной Европы, то есть Европы, которая способна пуститься в любые дипломатические авантюры. Эти размышления приводят на�� к Веймарскому треугольнику а также необходимости приобщить Польшу к этим неформальным саммитам, как в силу ее геополитического положения, Таким образом а также из-за ее истории а также дипломатического веса в евро-атлантических институтах.



Главное В на��тоящее время, как на�� кажется, это Не создавать впечатления (правда то или нет) стремления к перевороту Внутри ЕС а также переговорам С Россией через голову государств Центральной а также Восточной Европы, без учета их собственных геополитических неполадок. Во многих областях взгляд на вещи также важен, как а также реальные факты, Что говорит на�� о необходимости учитывать геополитические желания третьих государств, их чувства а также амбиции. Кроме Веймарского треугольника а также полноправного присутствия Польши на саммитах при участии России стоит также подчеркнуть важность существующих многосторонних платформ для углубления а также расширения того, к чему можно приступить в Не менее ограниченных форматах. Этот призыв приобретает особую значимость в перспективе обсуждения положений новой стратегической концепции НАТО, И грядущего саммита североатлантического содружества в Лиссабоне а также заседания Совета Россия-НАТО. А также, Чтобы по-максимуму применять открытые Лиссабонским договором возможности, нужно привлечь Верховного посланника ЕС по проблемам политики безопасности к встречам в рамках Веймарского треугольника или иных таких форматов для подготовки регулярных саммитов России а также ЕС. Если проблемы " жесткой безопасности " а также подразумевают приоритетность переговоров в евро-атлантических структурах, у ЕС в итоге остается значительное пространство для маневра в сфере " мягкой безопасности ", урегулирования конфликтов в сопредельных регионах (Приднестровье, Южный Кавказ), политического а также экономического сотрудничества. Наконец, политика конструктивного подхода Запада к России должна уравновешиваться политикой открытых дверей для всех государств Восточной Европы а также Южного Кавказа, из-за чего обсуждения в рамках ЕС в среднесрочной а также долгосрочной перспективе, Возможно, выглядят Не менее перспективными, чем диалоги в рамках НАТО.



Заключение



в конце хочется отметить, Что, Несмотря на Ряд сложностей, Российскую Федерацию следует считать евроазиатской державой - проходящей по Уралу, С собственной логикой а также геополитическими представлениями. Будет ошибочным считать, Что достаточно просто соединить Эту Россию-Евразию а также Запад, а в это же время растущее влияние азиатско-тихоокеанского региона со своими собственными рисками а также возможностями ведет российскую дипломатию к большей вовлеченности в Этот геополитический массив, частью которого она является. Ряд российских официальных лиц в виде аргумента в угоду сближения С Западом готовы привести китайскую опасность; другие на��ирают скорее на важности стратегического партнерства России а также Китая а также его обещаниях в плане энергоэкспорта (объемы поставок вооружений теперь Не Таким образом важны, как в 2000-х годах).



так, можно полагать, Что российская карта Не разыгрывается лишь в смысле выбора между Западом а также Востоком (геополитика Не сводится к литературным а также философским дебатам, которые она, Однако, должна принять Во внимание ввиду их влияния на репрезентацию), но скорее в русле сбалансированной политики для того, Чтобы размещения на пересечении ОБСЕ (Организация безопасности а также сотрудничества в Европе) а также ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). Тогда цели подобной политики конструктивной вовлеченности обязаны быть четко определены. Повествование ведется Не столько об учреждении Большой Европы, сколько об установлении политических а также стратегических отношений между евро-атлантическим сообществом а также Россией-Евразией в рамках соседского взаимодействия. Установить доверительные отношения а также ввести меры безопасности, Чтобы очертить желания а также консолидировать геополитический плюрализм, как в евросоюзе, Таким образом а также Во внутренних евроазиатских районах, уже немало .

271025
США утаили от России часть информации об угрозе террористического акта в " Крокусе ", узнала нью йорк таймс

Лавров не исключил, что признавать законность Зеленского 21 мая уже не надо будет

Лавров не исключил, что оценивать законность Зеленского 21 мая уже не надо будет

СК получил подтверждения связи террористов из " Крокуса " с Украиной

Зеленский признал, что не все хотят ехать на саммит по Украине в Швейцарии из-за отношений с Россией

Антонов назвал непристойными фразы Байдена в адрес Путина

ПВО сбила пятнадцать воздушных целей на подлете к Белгороду


Новости дня
Новости недели
Rambler's Top100
Copyright © It's  Now!