Вовсе не удивляет то, что " арабская весна " не вызвала восторга у нынешнего российского правительства а также его уполномоченных в средствах массовой информации. ��уществуют ��пасения, ��то ��скоре ��ежим ��утина ��жидает ��часть, ��хожая �� ��частью ��равителей �� ��унисе, ��гипте, ��ивии �� ��акже ��емене. ��сли ��осмотреть ��лиже �� ��оссии, ��едавние ��римеры ��ак ��азываемых ��ветных ��еволюций ��ключают �� ��ебя ��рузию (�� 2003 г��ду), У��раину (�� 2004 г��ду), ��иргизию (�� 2005 г��ду) �� ��акже ��олдавию (�� 2009 г��ду). �� ��оссийском ��лучае ��то ��пасение ��окуда ��ыглядит ��е��колько ��реувеличенным, ��едь ��равительство ��стается ��опулярным, ��аиболее �� ��егионах - ��о, ��ак ��ли ��наче, ��та ��держимость г��ворит �� ��ногом. ��аз ��елевизионный ��анал Russia Today �� ��елом ��вляется ��очти ��олностью ��е��осредственным ��тражением ��ировосприятия ��воих ��ремлевских ��азначеев, ��о ��е��дивительно, ��то ��н ��ытается ��одчеркнуть ��остреволюционные ��роблемы, �� ��оторыми ��егион ��роизвел ��толкновение �� ��ачала ��екабря 2010 г��да. ��едавние ��ег��тивные ��ренды ��ключают �� ��ебя ��ыборы ��омнительной ��ользы �� ��акже ��аконности �� ��емене, ��силивающееся ��егиональное ��азделение �� ��акже ��епрессивные ��сламистские ��еры, ��оторые ��ак-��удто ��ы ��рименяются ��упротив ��енщин �� ��ивии. ��нова �� ��акже ��нова ��ообщение ��тих ��полномоченных ��втократии ��тановится ��редельно ��чевидным: ��ародам " ��рабской ��есны " ��ыло г��раздо ��учше - ��езопаснее �� ��акже ��вободнее - ��ри ��вторитарных ��идерах. �� ��аком-��о ��мысле ��то, ��амо ��обой ��е, ��равда. ��отни ��гиптян ��ишились ��изни ��о ��ремени ��ачала ��еволюции �� ��той ��тране, �� ��ирийской ��рабской ��еспублике ��отерпевшими ��казались ��коло 10 ��ысяч ��юдей, �� ��акже �� ��е��колько ��аз ��ольше ��юдей ��ишились ��изни ��о ��ремя г��ажданской ��ойны �� ��ивии. ��сламизм �� �� ��равду ��азмещается ��а ��одъеме, ��то ��тало ��чевидным ��осле ��ыборов �� ��гипте �� ��акже ��обытий �� ��ивии. ��о ��той ��ричине ��опрос ��ро ��о, ��тоило ��и ��но ��ого, ��вляется ��овершенно ��боснованным. ��уществует ��е��колько ��тветов ��а ��оставленный ��опрос. ��о-��ервых, ��тоит ��просить - �� ��уществовала ��и ��огда-��ибудь ��ругая, ��ирная ��льтернатива? ��ожет, ��ыло ��ы ��учше, ��сли ��ы ��ители ��егиона ��казались ��е ��енее ��ерпеливыми? ��азве ��е ��ахотели ��ы �� ��акой-��о ��омент ��ежимы ��убарака (Mubarak), ��аддафи (Gaddafi), ��сада (Al-Assad) �� ��акже ��ругие ��ами ��ровести ��еформы? ��то ��ыглядит ��аловероятным: ��аддафи ��робыл �� ��ласти 42 г��да, ��убарак ��е ��енее 30 ��ет. ��еволюции �� ��их ��транах ��вляются ��чевидным ��оказательством ��ого, ��то ��ародное ��ерпение ��авно ��ссякло. �� ��сторической ��очки ��рения ��ам ��е ��адо ��абывать, ��то ��нутренняя ��ирная ��итуация �� ��акже ��ласть ��арода ��овременных ��ападных г��сударств ��крывают ��а ��обой г��рькие �� ��акже ��естокие ��роверки ��редшествующего, ��оторые �� ��акой-��о ��омент ��оздали ��ынешний ��орядок. ��нглийская ��еволюция XVII ��ека, ��ойна ��а ��е��ависимость ��ША, ��ранцузская ��еволюция, ��ериод ��ашистcкого �� ��акже ��ацистского ��равления �� ��талии �� ��акже ��ермании. �� �� ��равду, ��арксисты ��веряли, ��то ��е ��уществует ��ирного ��ути �� ��овременности: ��оциальные ��вижения ��е��клонно ��казываются ��тянутыми �� ��онфликт ��азвитием ��апитализма. ��торой ��ажный ��омент ��аключается �� ��ом, ��то, ��е��мотря ��а ��о, ��то ��сламизм ��ристально ��сно ��азмещается ��а ��одъеме �� ��бласти, ��го ��спех ��е ��е��омненно ��значает ��озврат �� ��еспотизму ��ли ��нтизападным ��ействиям ��о ��нешней ��олитике. ��ак ��точнил ��рофессор ��аваз ��ержес (Fawaz Gerges) ��з ��ондонской ��колы ��кономики ��а ��ткрытой ��екции 13 ��евраля, ��уществует ��е��колько ��сторико-��оциологических ��рендов, ��оторые ��ы ��бязаны ��ринимать ��о ��нимание �� ��ашем ��нализе ��озможного г��ядущего ��азвития ��обытий ��осле " ��рабской ��есны ". ��о-��ервых, �� ��рабском ��ире ��ольшая ��асть ��сламистов (�� ��гипте, ��арокко, ��унисе, ��ордании �� ��акже ��ирии) ��е ��ахотела ��т ��асилия ��ще ��од ��онец 1960-�� �� ��акже ��ачале 1970-�� г��дов, �� ��акже ��е ��олько ��е ��ахотела, �� ��ровела ��ерьезную ��аботу ��ля ��ого, ��то��ы ��ключиться �� ��олитические ��роцессы �� ��бществе, ��е��мотря ��а ��есткие ��епрессии. ��ля ��ногих ��рабских ��сламистов ��одель ��ранской ��еволюции ��е ��могла ��редоставить ��абочую ��льтернативу ��ападному ��екуляризму: ��озведение �� 1979 г��да ��еократии �� ��ране ��аставило ��х ��умать ��б ��льтернативном ��арианте г��авной ��ранской ��адачи - ��озведения " ��сламского ��траны ". ��ни ��адумались �� ��оздании " г��ажданского ��траны ", (��оторое, ��е ��удучи ��ветским, ��бладает ��ногими ��емократическими ��лементами, ��ключая ��вободные �� ��акже ��естные ��ыборы, ��огущие ��лужить ��ирным ��удьей �� ��отя ��ы ��асти " ��онфликтах ��овременности ", ��помянутых ��ыше). ��о-��торых, ��ачиная �� 1950-�� г��дов �� ��амом ��сламизме ��о ��меной ��околений ��роизошел ��ереход �� ��торону ��рагматизма. ��то ��овое ��околение ��рагматиков ��еньше ��редшественников ��беспокоено ��олитикой ��амоопределения. ��се ��то ��е ��значает, ��то ��льтраконсерваторы ��же ��е ��бладают ��ластью ��реди ��сламистов. ��днако ��х ��огущество ��дет ��а ��быль ��же ��ного ��ет. ��ак ��ли ��наче, ��озможность ��двига �� ��равую ��торону ��олитического ��пектра ��уществует: �� ��их ��а ��лечами ��очти ��то ��ет г��речи, �� ��оторыми ��ужно ��ороться. ��о ��той ��ричине, ��сли ��ы ��жидаем ��езотлогательного ��ерехода �� ��емократии ��вейцарского ��ипа (��то, ��ак ��верены ��пределенные ��втократически ��ыслящие ��омментаторы, ��же ��бязано ��ыло ��роизойти), ��о ��ы ��росто ��ря ��ратим ��ремя: ��то ��танет ��онятным ��ишь �� ��олгосрочной ��ерспективе. ��казав ��то, ��братим ��нимание, ��то ��рабские ��сламисты ��ряд ��и ��удут ��ринимать ��прометчивые ��ешения �� ��воей ��нешней ��олитике: ��сламисты �� ��ивии ��укоплескали ��перацию ��АТО, �� ��акже ��ольшинство ��гитируют ��ША �� ��ействиям �� ��ирийской ��рабской ��еспублике. ��роисходит ��справление �� ��ом, ��ак ��сламисты ��оспринимают ��апад �� ��акже ��ападное ��мешательство. ��аким ��е ��бразом, ��оссийское ��лияние �� ��бласти ��слабело ��а ��оследние ��олтора г��да �� ��езультате ��оддержки ��траной ��аддафи �� ��акже ��сада. ��сли �� ��лижайшие ��есять ��ет г��сударства, ��ережившие " ��рабскую ��есну ", �� ��акой-��о ��омент �� �� ��равду ��римут ��одель ��е ��енее ��ли ��енее ��емократичных " г��ажданских " ��тран, ��то ��ослужит ��ще ��дним ��видетельством ��тсталости ��втократичной ��одели, �� ��танет ��ще ��дним ��ловещим ��редзнаменованием ��ля ��ежима ��утина .
|