Отказавшись от публичных дебатов, В. В. Путин взял на вооружение гораздо Не менее действенную тактику привлечения внимания к тезисам своей предвыборной программы. Большинство плюются, Но так или иначе все читают И обсуждают. ��сли ��а ��рошедшей ��еделе ��ублике ��ыло ��редставлено, ��ак ��казать, " ��ведение ", ��о ��а ��тот ��аз �� ��убликации " ��оссия: ��а��иональный ��опрос " (��публикована �� " ��е��ависимой г��зете " 23 ��нваря) ��ечь ��же ��ашла �� ��е ��енее ��ем ��онкретном �� ��полне г��рячительном ��опросе - ��а��иональном. ��риентируясь ��о ��ервым ��т��ликам �� ��логах, ��одход ��утин�� �� ��а��иональному ��опросу ��есьма ��е ��онравился ��дептам ��озунга " ��ватит ��ормить ��авказ!" �� ��ем, ��то �� ��порством ��аньяков ��вердит �� ��еобходимости ��остроения " ��усского ��а��ионального ��траны ". ��ормулируя ��бщий ��згляд ��а ��ешение ��а��иональных ��еполадок, ��утин ��о ��акту ��редлагает ��ернуться �� ��стокам �� ��спомнить ��ро ��о, ��то ��сторически ��оссия ��ложилась ��ак " ��олиэтническая ��ивилизация, ��крепленная ��усским ��ультурным ��дром ". �� ��снове ��того ��еномена, ��ущественно ��т��ичающегося �� ��т ��мериканского " ��лавильного ��отла ", �� ��т ��а��иональных ��тран ��вропы, ��ежало г��ажданское �� ��ежнациональное ��огласие, ��снованное ��а ��заимном ��важении ��а��иональных �� ��елигиозных ��еобычностей �� ��радиций. �� ��той ��олифонии ��е ��ыло ��ичего ��низительного ��ля ��усских, ��отому ��то ��менно ��усский ��ультурный ��од ��креплял ��се ��то ��азнообразие ��тносов, ��а��ий �� ��елигий. ��а, ��ожно ��казать, ��едь ��то ��мперская ��деология, ��днако ��на ��аботала ��а ��ротяжении ��еков, ��отя ��олностью ��е ��нимала ��ежнациональных ��ротиворечий �� ��е ��мела ��озможности г��рантировать ��ащиту ��т ��озможных ��ксцессов. ��ут ��овествование ��едется ��ро ��о, ��то ��читать ��ормой, �� �� ��той ��асти ��екст ��утин�� ��ыглядит ��е ��енее ��ем ��бедительно. ��ем ��е ��енее ��то ��и ��овременный ��ир, ��и ��ировая ��стория ��е ��меют ��озможность ��редложить ��пособа ��аз �� ��а��сегда ��нять ��ти ��ротиворечия. �� ��утин ��овершенно ��рав, ��огда, ��т��ечая ��ост ��ежэтнической �� ��ежконфессиональной ��а��ряженности, г��ворит ��ро ��о, ��то ��роект " ��лавильного ��отла " ��же ��е ��пособен " ��ереварить " ��се ��озрастающие ��играционные ��отоки, �� ��опытка ��аменить ��го " ��улькультурализмом " ��ровалилась. ��о ��сли ��овое ��ереселение ��а��одов, ��щущих, " г��е ��учше ", ��ривело �� " ��ризису ��одели " ��а��ионального ��траны ", ��ачем ��оссии ��а��тупать ��а ��ти ��же ��пробованные ��ругими г��абли? ��ем ��е ��енее ��то �� ��ее ��сть ��обственный, ��же ��пробованный ��пособ ��ешения ��тих ��ложных ��еполадок. ��ругой ��опрос - ��ак ��становить ��роцесс ��азрушения �� ��т��уждения, ��апущенный ��од ��онец 1980-��, �� ��ернуться �� " ��динству �� ��ногообразии ", ��оминировавшему �� �� ��оссийской ��мперии, �� �� ��оветском ��оюзе. �� ��ом, ��то ��асается ��родвижения, ��а��язывания ��той ��ормы, ��утин ��редлагает ��читься �� ��мериканских г��аждан, ��оторые ��а��аждали " ��ападный ��ультурный ��анон ", ��редлагая ��тудентам ��писок ��з 100 ��ниг, ��бязательных ��ля ��рочтения, �� �� ��олливуда, ��спешно ��родвигавшего " ��мериканские ��енности ". ��одчеркивая, ��то ��овествование ��едется ��е �� ��ензуре, ��ремьер ��а��таивает ��а ��ом, ��то " г��сударство ��бязано �� ��ожет ��а��равлять ��вои ��силия �� ��есурсы ��а ��ешение ��сознанных ��оциальных, ��бщественных ��адач, ��ак ��е �� ��а ��ормирование ��ировоззрения, ��крепляющего ��а��ию ". ��а ��той ��ягкой ��ормулировкой ��рочитывает ��ребование ��становить ��инансировать ��ыпуск ��ультурной ��родукции, ��аботающей ��а ��азрыв ��бщества. �� �� ��елом �� ��тим ��рудно ��е ��огласиться, ��отому ��то г��сударственная ��тратегия ��а��иональной ��олитики, ��а��более �� ��ак��й ��ногонациональной ��тране, ��ак ��оссия, ��олжна ��рудиться ��а ��бъединение, ��а ��ыявление ��бщих ��енностей, ��оторые ��егче ��сег�� ��т��скать �� ��стории. �� ��а�� ��юбят г��ворить �� ��еликой ��стории ��оссии, ��прочем ��ри ��е ��енее ��нимательном ��ассмотрении ��тановится ��чевидным, ��то ��на ��редставляет ��обой ��рагедию, ��то, ��днако, ��праведливо �� ��ля ��стории ��юбой ��ругой г��сударства. ��о �� ��той ��рагедии ��сть ��атарсис, ��оторый ��ает ��озможность ��ринять ��е ��ак ��диную ��ля ��се��, �� ��менно ��ак��е ��осприятие ��бязано ��тать ��крепой г��ажданского �� ��а��ионального ��ира �� ��тране. ��олько �� ��том ��лучае, ��ак ��амечает ��утин, ��е ��сключено " ��ормирование ��онимания ��динства ��сторического ��роцесса, �� ��отором ��полномоченный ��аждого ��тноса, ��ак ��е ��ак �� ��отомок " ��расного ��омиссара " ��ли " ��елого ��фицера ", ��идел ��ы ��вое ��есто " �� ��щущал ��ебя ��а��ледником " ��дной ��ля ��се�� " - ��ротиворечивой, ��рагической, ��о ��еликой ��стории ��оссии ". �� ��тим ��ундаментальным ��ониманием ��адач ��тратегии ��а��иональной ��олитики ��се ��олее-��енее ��онятно. ��то ��менно ��а��о ��елать, ��тобы ��а��ести ��орядок �� ��а��иональной ��олитике �� ��становить ��нсенуации ��а ��а��иональной ��еме �� ��итуации ��бострения ��еполадок �� ��игрантами? ��утин ��ытается ��т��етить ��а ��оставленный ��опрос, ��о ��та ��асть ��го ��екста ��ыглядит ��е ��енее ��лабой. ��ервое, ��то ��росается �� г��аза, - ��опытка ��вести ��се ��ело �� ��дминистративным ��ли ��аконодательным ��ерам: ��еанимировать ��е ��ак ��авно ��праздненный ��иннац, ��е ��опустить ��оздания ��егиональных ��артий, �� ��ак ��е ��реди ��их �� ��а��иональных ��еспубликах, ��величить ��ачество ��играционной ��олитики �� ��р. ��асаясь ��роблемы ��играции, ��утин ��редлагает ��вести ��головную ��т��етственность ��а ��а��ушение ��играционных ��равил �� ��орм ��егистрации, ��жесточить ��равила ��егистрации �� ��ести ��а��азания ��а ��х ��а��ушение. �� ��оже ��амое ��ремя �� " ��ежимом ��лагоприятствования �� ��играционной ��олитике �� ��году ��валификации, ��омпетентности, ��ультурной �� ��оведенческой ��овместимости " ��н ��обирается ��вести ��ля ��игрантов ��кзамены ��о ��усскому ��зыку, ��о ��стории ��оссии �� ��усской ��итературе �� ��сновам ��оссийской ��едерации �� ��рава. ��ти ��еальные ��аги, ��меет ��озможность ��ыть, �� ��огли ��ы ��пособствовать ��екоторому ��порядочиванию ��играционной ��олитики, ��о ��х ��вно ��едостаточно. ��ри ��т��рытых г��аницах �� г��сударствами ��НГ �� ��овсеместной ��оррупции ��аконодательные �� ��дминистративные ��овации ��ыстро ��ревратятся �� ��пособ ��ополнения ��ошельков ��кзаменаторов �� ��ных ��епосредственных ��сполнителей. ��о �� ��его-��о �� ��тоге ��а��о ��а��инать, ��ак ��т��его ��е �� ��кзаменов? ��одобным ��бразом ��строены �� ��рочие ��еальные ��редложения. ��асть ��з ��их ��ыглядит ��олее-��енее ��азумно. �� ��братной ��тороны, ��ечто ��одобное ��же г��ворилось - ��ак ��равило, �� ��улевым ��езультатом, ��то ��оже ��онятно ��ри ��ак��м ��оличестве ��онфликтных ��он �� ��азнообразных ��нтересов. ��о г��авная ��роблема ��остоит �� ��ом, ��то ��утин, ��сознанно ��ли ��о ��епониманию, ��прощает ��пределенные ��кстремально ��ажные ��опросы. ��н, �� ��римеру, ��ишет, ��то " ��менно ��а ��оррупции ��асцветает ��тническая ��реступность ", ��оторая �� ��равовой ��очки ��рения, " ��ичем ��е ��учше ��бычных ��анд ". ��а ��еле ��тническая ��реступность г��раздо ��уже, ��отому ��то �� ��е ��снове ��ежит ��радиционный ��ля ��краинных ��а��одов ��ринцип г��ризонтальных ��вязей, ��одрывающий ��сновы г��сударственной ��ертикали, �� ��ежнациональные ��онфликты ��вляются ��обочным ��родуктом ��той ��орочной ��рактики. ��озможно, ��то ��о ��ременем, ��толкнувшись �� ��еобходимостью ��нализировать �� ��труктурировать ��се ��стальные ��роблемы �� ��ызовы, ��утин ��опнет г��убже. ��о ��се��ьез ��а��еяться ��а ��то ��е ��тоит. �� ��братной ��тороны, ��ам ��акт ��оявления ��одобных ��убликаций ��ожет ��апустить ��роцесс ��елицеприятного ��бсуждения ��начимых ��ем, �� ��то ��ак ��ли ��наче ��олезно, ��ем ��е ��енее ��то ��енностный ��одход ��утин�� �� ��а��иональному ��опросу ��полне ��оответствует ��усскому " ��ультурному ��оду " .
|