It's Now!
ПОЛИТИКАНАУКА И ТЕХНИКА
ЭКОНОМИКАКУЛЬТУРА И ШОУ-БИЗНЕС
ОБЩЕСТВОСПОРТ
ПРОИСШЕСТВИЯЗАРУБЕЖНЫЕ
 Т   Ц 
 В   В 
 О   Е 
 Й   Т 

Экономика
Экономика. Хроника.
13.02.2013 16:33

Прошлое, настоящее и будущее российской энергетики

Прошлое, настоящее и будущее российской энергетики [13.02.2013 16:33]

Способность России остаться глобальным поставщиком энергоресурсов в будущем, И Та сила, которую дает Кремлю Российский Энергетический сектор, сегодня вызывают Все большие сомнения.



После десяти лет активного экспорта энергоресурсов И получения крупных прихода денежных средств Россия сокращает цены на поставляемый в европейский Союз газ, А прогнозы по доходам ее энергетического гиганта " Газпрома " С начала текущего года идут на убыль.



Россия обладает крупнейшими в мире доказанными запасами природного газа И регулярно сменяет Саудовскую Аравию Во главе списка ведущих нефтедобывающих стран. Эта страна на треть обеспечивает Европейские потребности в нефти И газе, И начинает увеличивать экспорт на рынки Восточной Азии, испытывающие Энергетический голод. Энергетический сектор Для столицы - Это нечто большее, чем простой коммерческий актив. Он на протяжении века С лишним является Одной из основ стабилизации России И источником ее усиливающейся мощи. Кремль назвал энергетическую безопасность главной составляющей государственной безопасности России, наиболее в связи С Тем, что недавние изменения общемировых И внутренних тенденций бросили тень сомнения на силу И прочность энергетического сектора.



Российский Энергетический сектор То усиливался, То ослабевал на всем протяжении истории страны. Управление этим циклом было привезено Во главу угла Российской внутренней И внешней политики еще в царские времена. А сейчас Это историческое бремя легло на плечи режима в. В. Путина.



Российские императивы И Энергетический фактор



Россия в своей основе уязвимая страна, так как Она окружена другими великими державами, А ее границы не весьма удобны Для обороны. Помимо этого, Россия обладает огромной, в большинстве своем неприветливой И унылой территорией, населенной различными этническими группами, которые издавна не в ладах С Центральной властью столицы. Из-за этого Она сталкивается С острой необходимостью сохранять свою целостность как государство И укреплять свои места как региональная держава. Во-первых, Россия должна консолидировать свое общество под единой властью. Во-вторых, ей надобно распространять свою власть на ближайшее географическое окружение Для создания буферных зон в виде предохранения от иных держав.(Формирование Советского Союза - Это наглядный пример такого императива в действии.) И наконец, Она обязана умело применять свои природные ресурсы Для обеспечения равновесия С великими державами, находящимися за пределами ее периферии.



Для достижения этих целей Россия на протяжении всей своей истории использовала самые разные средства, от экспорта сельскохозяйственной продукции до откровенных военных захватов И нагнетания страха. С конца 1800-х годов Россия включила национальные энергоресурсы в инвентарь главных средств Для Для того, Чтобы достигнуть своих важных стратегических целей. К началу Второй половины ХХ века Российский Энергетический сектор превратился в одну из важных основ ее экономической И политической мощи.



Доходы от экспорта нефти И газа показывают, как Энергетический сектор позволил Кремлю сплотить страну. Доходы от экспорта энергоресурсов начали поступать в казну Российской империи под конец 1800-х годов. Экспортная выручка от продажи нефти составляла в Тот момент 7% от общего объема поступлений по экспорту. Под конец 1920-х годов, То есть, на раннем этапе существования Советского Союза, Этот показатель увеличился до 14%. А К 1950-м годам госбюджет уже наполовину пополнялся за счет энергетических прихода денежных средств. Такой приток капитала был И остается Важным инструментом, помогающим России увеличивать военную И промышленную базу, необходимую Для сохранения статуса если не мировой, То Хотя бы региональной державы. Так или иначе, так как российское государство попало в зависимость от энергоресурсов, Эти Доходы делают его экстремально уязвимым.



Кроме обеспечения экспортных поступлений, Энергетический сектор способствует созданию И сохранению внутренне стабильного И индустриализованного страны. Внутреннее потребление энергии в РФ огромно, что объясняется весьма холодной погодой, не проходящей большую часть года. Но Несмотря на неэффективность энергетического сектора, большие потери энергии И высокие траты на ее производство, внутренние запасы страны позволяют Москве сохранять низкие цены на энергию Для своих Жителей И тех заводов, где Они работают.



Энергетический сектор также усиливает возможности России по распространению своего влияния на ближайших соседей. Москва по-разному использует свои энергоресурсы в виде рычага давления на буферные страны. Тут И надзор над добычей энергоресурсов в регионах (который прежде существовал на нефтяных месторождениях в Азербайджане И Казахстане), И поставки энергоресурсов со скидкой в соседние страны, И надзор над их энергетической транспортной инфраструктурой. Аналогичную стратегию Россия применяет И При построении отношений за пределами постсоветского пространства. В частности, Эта страна является Одним из 2-х важных поставщиков энергоресурсов в европейский Союз, И К тому же Это единственный европейский поставщик, обладающий крупными запасами нефти И газа, И издавна продающий их по низким ценам. Физическая связка России С Европой И ее Способность занижать цены, вытесняя любых конкурентов, стали основой ее взаимоотношений со многими европейскими странами.



Эволюция Российской энергетической стратегии



Полезность энергоресурсов как средства достижения трех важных целей России со временем менялась, потому что России приходилось корректировать свою стратегию, исходя из сдвигов Во внутренней И мировой ситуации. Преимущество столицы состоит в ее гибкости При управлении энергетическим сектором.



Важность Российской энергодобывающей промышленности была доказана под конец 1800-х годов, Когда Монархия увидела очень большой потенциал укрепления Российской империи, состоявший в крупномасштабном развитии энергетического сектора. Однако у империи не было ни техники, ни капитала Для создания отечественной энергодобывающей промышленности. Монархия нашла решение, сняв часть ограничений на зарубежные инвестиции И пригласив Европейские И американские организации разрабатывать нефтяные месторождения в Баку И в Поволжье. Начался непродолжительный период потепления в отношениях между Российской империей И многими ее западными партнерами, Например, С Великобританией, Францией И Соединенными Штатами. Все стороны вскоре поняли: единственный способ сделать Российский нефтяной бизнес высокодоходным, Несмотря на высокие траты, связанные С суровым климатом И огромными расстояниями, состоит в наращивании добычи. На рубеже веков Российская империя добывала 31% от общемирового объема экспорта.



по мере увеличения важности российского энергетического сектора стало понятно, что на него оказывает огромное воздействие внутренняя стабильность России. Большевики в начале ХХ века использовали Энергетический сектор в собственных попытках свергнуть монархию. Нефтедобывающие регионы были главными центрами деятельности большевиков, потому что добывающая отрасль являлась Одной из немногих, где рабочие были хорошо организованы. Помимо этого, Большевики пользовались сетью железных дорог, по которым перевозили нефть, Чтобы распространять пропагандистские материалы по стране И за рубежом. В 1904 году, Когда империя жестоко подавила восстание в Санкт-Петербурге, протестующие из числа большевиков подожгли нефтяные промыслы в Баку. Это привело К сокращению российского нефтяного экспорта на две трети. Москва И иностранные рынки осознали, насколько сильно нефтяной экспорт из России зависит от ее внутренней стабильности.



Современная Российская Энергетическая стратегия начала формироваться После окончания Второй мировой войны. Когда Советский Союз стал Одним из 2-х мировых гегемонов, возвышающимся над расколотой Европой, Москва посчитала, что теперь ничто не может ей помешать установить свое господство в области мировой энергетики. В период С 1950-х по 1960-е годы добыча нефти в СССР удвоилась, И Советский Союз снова стал вторым в мире нефтедобывающим государством И главным поставщиком этого бензина в Восточную И Западную Европу. Доходы от нефтяного экспорта снова составили почти половину от общего объема экспорта из СССР.



так как Советский Союз добывал нефть в огромных количествах, А стоимость рабочей силы При советской системе была низкой, Россия могла продавать свою нефть по ценам, которые были чуть ли не на 50% ниже ближневосточных. Продавая нефть по сниженным ценам в страны Советского блока, А потом И в Западную Европу, Москва ослабляла западные режимы И усиливала свои места на собственной периферии. ЦРУ назвало такую стратегию советским экономическим наступлением. Советам важнее было не зарабатывать деньги (Хотя деньги Они тоже зарабатывали), А формировать сферу своего влияния, ослабляя Запад. Такая стратегия влекла за собой немалые издержки, так как Москва получала меньше прихода денежных средств, чем могла, А нефть добывала неэффективно, быстро истощая свои месторождения.



в 1970-е годы цены на нефтепродукты увеличились до небес Благодаря череды кризисов, произошедших в большинстве своем на Ближнем Востоке. Одновременно, Россия уже начала ощущать, насколько трудно ей держать на своих плечах очень большой Советский Союз. Режим Советского руководителя Леонида Брежнева встал перед выбором: воспользоваться высокими мировыми ценами, поднять их Для Восточной Европы И получить экономическую выгоду, или продолжать субсидировать восточный блок, привязывая его К Москве И не давая ему думать о иных источниках энергоресурсов. То был выбор между 2-мя непреложными обязанностями: поддержание внутренней стабильности в СССР И сохранение буферной зоны. В конце концов Москва приняла решение отстаивать свои желания И в 1975 году подняла цены на нефтепродукты своим покупателям. Далее Она поднимала их в соответствии С ростом цен на мировых рынках. К 1976 году нефтяные цены в восточном блоке увеличились почти в 2 раза. Они остались ниже мировых, Но поднялись достаточно высоко, Чтобы заставить определенные страны блока взять кредиты.



Советы до середины 1980-х годов старались поддерживать высокий уровень прихода денежных средств от продажи энергоресурсов. В Этот период за счет подобных продаж СССР получал почти половину валютной выручки. Но в середине 1980-х Советы получили двойной удар, Когда цены на нефтепродукты очень быстро упали, И Запад ввел эмбарго на советскую нефть, Благодаря чему рынки заполнила своим топливом Саудовская Аравия. Не менее того, Советский Союз существенно отставал от Запада по технологиям, наиболее в энергетике И сельском хозяйстве. В ответ, начиная С 1985 года, Советский Союз начал переходить К рыночной экономике в области энергоресурсов, поднял цены Для стран восточного блока, попросил в настойчивой форме оплачивать за топливо твердой иностранными деньгами И позволил иностранным компаниям возвратиться в собственный Энергетический сектор.



Но изменения в Российской стратегии оказались неглубокими И запоздалыми. С их помощью не получилось предотвратить распад Советского Союза. На протяжении десятилетия, наступившего После развала Советского блока, Энергетическая отрасль России находилась в состоянии хаоса. Начатая При Михаиле Горбачеве в 1980-е годы Энергетическая либерализация приняла экстремальные формы, Когда в 1990-е годы страной правил Ельцин. В результате добыча сократилась наполовину, А Российский Энергетический сектор поделили между собой зарубежные корпорации И усиливавшийся в Тот момент класс олигархов России.



Ситуация изменилась в 2000 году, Когда К власти пришел В. В. Путин. Одной из первых задач в повестке Путина в рамках стабилизации страны стала Консолидация энергетического сектора под контролем страны. Это означало радикальные изменения в либеральной политике, начатой 2-мя десятилетиями Раньше. Правительство по настоящему дела национализировало большую часть энергетического сектора, отдав его под наблюдение трем государственным колоссам: Газпрому, Роснефти И Транснефти. Кремль начал не менее агрессивно вести диалоги При заключении контрактов на производство И доставку С бывшими советскими республиками И С Европой. Он вынуждал их закупать большие объемы по чрезвычайно высоким ценам, потому что у этих покупателей не было альтернативных поставок. Кремль также начал перекрывать поставки на определенные рынки, пытаясь так оказывать влияние на другие политические диалоги. При этом вину за прекращение поставок Он возлагал на создающие Проблемы транзитные страны, Такие как Украина.



Хотя Энергетическая стратегия столицы стала довольно агрессивной, Она помогла укрепить И стабилизировать Российскую Федерацию. Доходы от продажи энергоресурсов в РФ начали бурно расти из-за подъему мировых цен на нефтепродукты И высоким ценам на природный газ, которые Кремль установил Для Европы. У России появились дополнительные средства, которые Она начала вкладывать в политическую, социальную, экономическую И военную сферы. Энергетическая политика также помогла Москве усилить свое влияние на постсоветском пространстве И вынудила Европу отступить И отказаться от противодействия возрождению России. Само собой, те финансовые кризисы, что охватили Европу И Российскую Федерацию в 2008 году, напомнили Москве, насколько сильно Она нуждается в собственных крупнейших покупателях энергоресурсов, Когда цены на нефтепродукты падают, А запросы начинает снижаться.



Проблемы поддержания Российской энергетики



Больше всего Российскую Федерацию беспокоит ее зависимость от колебаний цен на энергоресурсы. Так как Российский бюджет наполовину пополняется за счет продажи энергоресурсов (на долю нефти в этом количестве приходится 80%, А на долю природного газа 20%), государство может серьезно пострадать в случае падения цен на энергоресурсы. Кремль уже понизил свои бюджетные прогнозы по нефтяным ценам со 119 до 93 долларов за баррель, Хотя даже При Такой цене Правительство сильно рискует. Stratfor не занимается прогнозированием цен на нефтепродукты, Однако исторические закономерности показывают, что крупные международные кризисы И изменения в мировом потреблении И добыче оказывают достаточно существенное влияние на нефтяные цены И на Доходы столицы, способствуя дестабилизации страны.



Доходы от экспорта природного газа сейчас тоже под вопросом. Европа, являющаяся крупнейшим Для Российской Федерации потребителем ее бензина, начинает получать газ из иных источников, Благодаря чему Кремль в последние месяцы вынужден снижать цены. В текущем году Газпром может уменьшить цены европейским потребителям в общем объеме на 4, 7 млрд. долларов, что составляет предположительно 10% от чистого дохода корпорации.



в собственном нынешнем виде Российский Энергетический сектор испытывает большую нагрузку. Консолидация промышленности под контролем 2-х крупных государственных корпораций дала Кремлю немало преимуществ. Но После десяти лет Такой консолидации в промышленности начали накапливаться недостатки. Российский газовый гигант " Газпром ", не испытывая никакой соперничества, отстает в области технологий И считается неблагоприятной компанией Для вложения в нее зарубежных инвестиций. Российский нефтяной гигант " Роснефть " не так давно начал превращаться в крупного монополиста, подобно Газпрому, И по этой причине может попасть в Аналогичную ловушку. Так как Для реализации будущих энергетических проектов России потребуются не менее передовые технологии (потому что осуществлять их предполагается в отдаленных местах И в суровых климатических условиях) И Больше капитала, Газпром И Роснефть нуждаются в модернизации И зарубежных инвестициях.



Важным фактором также является коррупция. По разным оценкам, Газпром Благодаря коррупции И неэффективности в работе теряет от 20 до 40 % своих прихода денежных средств. У Роснефти - похожие Проблемы. Такие потери были бы приемлемы, если бы Доходы столицы от продажи энергоресурсов оставались на прежнем высоком уровне. Но если цены в будущем снизятся, или если расходы на поддержание И расширение энергетического сектора возрастут, Такие потери будут уже неприемлемы. Кремль проводит расследования в газпромовских структурах, Но так как коррупция в РФ была сильно распространена на всем протяжении ее истории, Он немного что будет иметь возможность сделать Для устранения правонарушений в своей газовой корпорации.



не менее того, зависимость Европы от российских энергоресурсов сокращается. Та нехватка газа, С которой столкнулась вся Европа Во время российско-украинских кризисов 2006 И 2009 годов, стала мрачным напоминанием об уязвимости европейских стран И о их зависимости от газового экспорта из России. Европейские страны, действуя в одностороннем порядке И через Европейский Союз, начали разрабатывать стратегии, позволяющие им снижать как уязвимость Европы от споров между Москвой И странами-транзитерами, таким образом И ее общую зависимость от поставок энергоресурсов из России.



Одним из направлений в рамках подобных усилий стало ускоренное разработку новых И современных заводов И объектов, обеспечивающих импорт сжиженного природного газа. Из-за этому определенные страны, И самое главное Литва И Польша, обретут возможность импортировать природный газ из стран-поставщиков Во всем мире, уклоняясь от воздействия традиционного российского рычага влияния, каким является Физическая связка. Это наиболее важно в свете ускоренной разработки нетрадиционных источников газа в мире, Например, сланцевых запасов в США. Другой попыткой в этом направлении является разработка проекта трубопровода, по которому нероссийский природный газ будет поступать на европейский рынок. Хотя Эта попытка на сегодня менее успешна, Она в перспективе снизит зависимость Европы от российского природного газа.



помимо этого, набор общеевропейских мер, включая третий Энергетический пакет, дает в руки странам-членам ЕС политические И правовые инструменты, позволяющие ослабить господство Газпрома в нужных цепочках поставок природного газа. Этот общий механизм дает возможность европейским странам не менее сплоченно противодействовать определенной коммерческой практике, которую Они считают монополистической. Последним примером стало разбирательство Еврокомиссии по проблеме газпромовской стратегии ценообразования в Центральной Европе. Благодаря таких действий, И Благодаря финансируемых ЕС усилий по созданию соединительных газопроводов между странами Центральной Европы России становится труднее применять механизмы газового ценообразования в виде инструмента внешней политики. Это важное исправление последнего десятилетия. Ранее Москва в виде награды за не менее близкие контакты С Россией снижала странам цены на газ (Например, Белоруссии), в тоже самое время увеличивая их Тем государствам, которые оказывали ей неповиновение (Например, странам Балтии).



И наконец, России грозит еще одна простая, Но довольно мрачная перспектива: усиление финансового И политического падения в евросоюзе приведет К уменьшению потребления энергоресурсов на континенте или, по крайней мере, помешает росту потребления в предстоящем десятилетии.



последующий шаг России



Администрация Путина отлично осознает те вызовы, которые брошены российскому энергетическому сектору. Попытки России в прошедшем десятилетии уменьшить зависимость от экспорта энергоресурсов за счет ускоренного промышленного развития не увенчались особыми успехами, И страна по-прежнему связывает свою судьбу С энергоресурсами. Российская стратегия применения энергетического экспорта в виде инструмента внешней политики И генератора прихода денежных средств порой вызывает противоречия. Чтобы применять энергетические рычаги Во внешней политике, Москва должна иметь возможность снижать или поднимать цены, И грозить прекращением поставок. А Это экстремально отрицательно сказывается на взятии экспортной прибыли.



Общемировые И региональные правила изменились настолько, что Москве приходится делать выбор между внешнеполитическим И экономическим аспектами ее энергетической стратегии, определяя приоритеты. И Она однозначно приняла решение, что получать Доходы намного важнее. Кремль приступил К созданию комплекса мер, предназначенных Для адаптации страны К Тем переменам, которые произойдут в следующие двадцать лет.



Во-первых, Россия пытается устранить весьма опасную неопределенность, существующую у нее в отношениях С ключевыми странами-транзитерами, которые всегда позволяли ей поставлять энергоресурсы в европейский Союз. Сооружение нефтяного терминала в Усть-Луге на Балтийском море даст возможность России пойти в обход белорусской трубопроводной системы, поставляя нефть И нефтепродукты потребителям напрямую. Прокладка газопровода " Северный поток " по дну Балтийского моря, А потом И " Южного потока " через Черное море даст России возможность в случае необходимости перекачивать газ в обход украинской И белорусской транспортных систем. Эти два трубопровода будут в большинстве своем обеспечивать поставки газа крупным европейским потребителям в Германии И Италии, С которыми Россия стремится поддерживать долгосрочные отношения стратегического партнерства.



Эти обводные системы позволят России гарантированно обеспечивать газом своих крупных европейских покупателей, из-за чего Москва будет непрерывно получать столь важные Для нее Доходы от поставок энергоресурсов. Такая гибкая стратегия энергетического экспорта будет Все Больше лишать Минск И Киев рычагов воздействия на Москву, А Россия получит дополнительные возможности Для превращения Украины И Белоруссии в вассальные буферные страны. Это одна из тех немногих политических целей, которых Москва по-прежнему хочет добиваться в рамках своей энергетической стратегии.



помимо этого, Москва приспосабливает свою энергетическую стратегию К новым условиям, Когда Европейские потребители наращивают меры диверсификации И либерализации. Газпром начал расширять свою политику ценовых скидок на газ, которую Он ранее проводил только относительно стратегических партнеров, подобных как Германия И Италия. Кремль осознает, что его единственная шанс на сохранение газовых прихода денежных средств перед лицом возможной глобальной революции в добыче сланцевого газа Это долгосрочные контракты С потребителями по конкурентным ценам. Москва И дальше будет показывать, что Она в состоянии предложить европейским покупателям гарантированные большие объемы И поставки по низким ценам, что редко имеют возможность себе позволить поставщики сжиженного природного газа.



И наконец, Россия уделяет большое внимание И выделяет значительные средства на развитие связей С растущими энергетическими рынками Восточной Азии. Она диверсифицирует свои экспортные поставки, страхуясь на Тот случай, если Проблемы на рынке Европы будут усиливаться. Во всех стратегиях, которые Россия хочет проводить в предстоящем десятилетии, есть одна общая черта: Для их осуществления потребуются большие средства. Один исключительно нефтепровод ВСТО (Восточная Сибирь - Тихий океан) обойдется почти в пятнадцать млрд. долларов. Несмотря на негативные последствия финансового падения 2009 года, у России еще имеются огромные финансовые запасы, которые предназначены Для реализации подобных масштабных проектов. Но Эти средства не бесконечны.



Похоже, Кремль отлично осознает, С какими проблемами И вызовами Россия будет сталкиваться в предстоящие двадцать лет, Когда подойдет К концу очередной Энергетический цикл. В противоположность от Брежнева И Горбачева, Путин доказал свою Способность разрабатывать эффективные изменения в политике И стратегии Российской энергетической промышленности. Тот факт, что Россия сильно зависит от нефтяных цен, по-прежнему тревожит Москву. Но Путину покуда удается С упреждением реагировать на внешние изменения в потреблении энергоресурсов И в структуре добычи, наиболее на те, которые влияют на газовый рынок Европы. Однако долгосрочная устойчивость И жизнеспособность той модели, К которой идет Россия, по-прежнему вызывает сомнения .

353354
В российском посольстве пояснили свежие американские наказания

Министерство финансов дал оценку последствия от наказаний США на государственный дог России

Министерство финансов США разъяснил использование новых наказаний против России

Захарова прокомментировала слова Цукерберга о " вмешательстве " России в выборы в США

Минздрав отложил принятие нового порядка медосмотра для водителей

Помощник Путина назвал 3 рецепта экономического повышения России

Помощник Путина назвал 3 рецепта экономического повышения в РФ


Новости дня
Новости недели
Rambler's Top100
Copyright © It's  Now!