It's Now!
ПОЛИТИКАНАУКА И ТЕХНИКА
ЭКОНОМИКАКУЛЬТУРА И ШОУ-БИЗНЕС
ОБЩЕСТВОСПОРТ
ПРОИСШЕСТВИЯЗАРУБЕЖНЫЕ
 Т   Ц 
 В   В 
 О   Е 
 Й   Т 

Политика
Политика. Хроника.
06.10.2006 11:13

Дети мигрантов в московских образовательных учреждениях: межнациональные столкновения и незнание русского языка

Дети мигрантов в московских образовательных учреждениях: межнациональные столкновения и незнание русского языка [06.10.2006 11:13]

На днях органы правопорядка начали вычислять незаконных мигрантов, живущих в столице, приказав школьным учреждениям составить списки детей с грузинскими фамилиями.

Эта мера связана с резким обострением российско-грузинских отношений, Однако в образовательных учреждениях обучаются не только грузинские Дети. По самым скромным подсчетам отдела образования, в московских образовательных учреждениях насчитывается около 40 тыс. детей мигрантов. По неофициальным - до 100 тыс., То есть одна восьмая часть Всех учащихся. Для многих ребят Русский язык - иностранный, русская культура - чужая.

про То, Что интеграция детей Приезжих в российское общество становится серьезной проблемой, говорит произошедший не Так давно случай в московской школе N563: десятиклассник Бесик Кочалидзе ударил ножом сверстника Емена Оджахгулуева. Семьи обоих подростков прожили в столице России всего пару лет. Азербайджанца Оджахгулуева привело в негодование То, Что Качалидзе высказался в его адрес по-грузински. Подобные случаи стали возможны в образовательных учреждениях, Потому Что учителя не готовы принять поток Приезжих, привыкших у себя дома К буквально другим законам. О возможных выходах из сложившейся ситуации пишет " Комсомольская правда ".

Во Всех образовательных учреждениях, Как только речь заходила О межнациональных отношениях в классах, И учителя, И родители здесь же замыкаются. Школьная администрация боялась вообще Говорить на эту взрывоопасную тему, родители опасались, Что горячие родственники одноклассников Их детей имеют возможность отомстить. Но стоило выключить диктофон, " людей прорывало ", пишет печатное издание.

Станция метро " Петровско-Разумовская ". Между " хрущевками " в зеленом микрорайоне послевоенное здание Школы. Под плакатом " Добро пожаловать!" на школьном крыльце встретились две полные армянки в кожаных куртках. Покуда Они Что-То громко обсуждают, Их шустрые сыновья тоже заводят диалог по-армянски.

" у нас треть учеников - Дети мигрантов, - заявила завуч, открывая Школьный печатное иллюстрированное издание И перечисляя.- 43 Азербайджанца, 26 армян, пятнадцать грузин, 9 киргизов, 8 узбеков... Почти Все Они пробовали устроиться в другие Школы района. Их не приняли. Так Как трудиться с мигрантами трудно ".

" Дети Приезжих - неконфликтные, - заверила Директор Школы.- Проблема в ином: Как можно научить истории или литературе, если треть класса практически не говорит по-русски? Мне подобных детей по-человечески жалко. Им несомненно нужно учиться! Это надобно не только Им, Но И Нам - отчего этого никто не желает понять?"

Говорить на родном, национальном языке на улице И уж тем более в семейном кругу - понятное стремление. Переехав в другие, чужие края, те самые армяне или грузины продолжают чтить свою культуру И традиции. Но, оказавшись в многонациональной столице Российской Федерации, Они не всегда понимают - Чтобы тут жить, Чтобы тут достичь успеха, нужно знать язык большинства И Так же, Как свою, чтить культуру здешних жителей.

" Все Занятия превращаются в уроки русского языка "

" Они Даже не в гостях - Просто приехали зарабатывать деньги! Что Им до нашей истории, культуры?- сообщила завуч начальных классов в школьном учреждении неподалеку от станции метро " Аннино ".- бывает кажется, Что Они не желают, Чтобы Их Дети знали наш язык!"

в этой школе детей мигрантов поменьше: два-три в каждом классе." И в итоге у нас Все Занятия превращаются в уроки русского языка, - подтверждает Директор.- А родителям ребят до этого дела нет! Вызвать Их в Школу - целая Проблема. Они нередко переезжают из района в территорию, у части Даже нет постоянной регистрации. Единственное средство связи - мобильный телефон, по которому не всегда дозвонишься. Мы родителям-мигрантам объясняем: с детьми нужно Говорить по-русски, по другому Они не смогут учиться. Они кивают, выходят из кабинета И здесь же начинают общаться на своем языке. Не Так давно приходила одна мама-азербайджанка: вполне сносно изъясняется по-русски, вся ухоженная, сидит дома с детьми. Так она Мне сообщила: Вы Учительница - Вы И учите ".

" Это она нехорошо думает, неправильно, - пояснил позицию азербайджанской мамы Васо Кигилидзе. Он прибыл из Абхазии в столицу России восемь лет назад. В настоящее время торгует на рынке И растит трех дочерей.- Для моих девочек Русский Как родной. Нам больше некуда ехать. Дети меня ругают, Что Я никак не могу без акцента разговаривать. Знаешь, Как трудно учиться в ваших образовательных учреждениях?"

По данным Кигилидзе, его старшую дочь Софью безостановочно в классе дразнили " хачевкой ", Даже избивали несколько раз. Просто Потому, Что не Как русская: спокойная, не курит, с парнями не гуляет.

" Я пошел разбираться - Что за шакалы такие?- поведал Кигилидзе.- Учительница заявила, Что дочка Все выдумывает. А Сама занижала ей оценки. В одиннадцатом классе ушли в другую Школу. В настоящее время Софочка на 3-м курсе. Сама поступила. Будет учительницей биологии ".

не Так давно в Московском педуниверситете провели опрос Среди студентов: " Как Вы относитесь К Детям мигрантов в образовательных учреждениях?". Почти пятьдесят процентов написали, Что не хотели бы трудиться с такими учениками. И Это была самая политкорректная формулировка. Одновременно старшеклассники церемонятся Еще меньше. В сочинении на тему " Москва многонациональная " 40% учащихся одной из школ столицы написали: " Всех нерусских Приезжих нужно выдворить из города!" 6% вполне серьезно сделали предложение " перестрелять Всех кавказцев ".

" Вот Эта учебное заведение - чеченская, А Эта - Для Всех "

" А за Что Нам Их любить?- сказал Папа девятиклассника Алексей, гражданин Можайского района.- Теперь уже непонятно, кто из нас " гость столицы ". В нашем микрорайоне Все знают, Что Вот Эта Вот учебное заведение - чеченская. А Эта - обычная, Для Всех. Мой сын В настоящее время в этой, Что " Для Всех ". Боюсь, скоро И из нее надо Будет уходить: Приезжих Все больше ".

Как поведал Директор той самой " чеченской Школы ", весьма много коренных жителей в районе спились И продали собственные квартиры приезжим. Так, в Можайском районе осели чеченские беженцы. А учебное заведение по факту стала двунациональной: в ней обучаются только русские И чеченцы. Русских становится Все меньше.

" К Нам детей иных национальностей родители сами не ведут... Мы поначалу чеченцев жалели: от войны граждане спасались. Но В настоящее время Они стали вести себя буквально по-другому ", - Почти шепотом сказал Мне Директор.

на выходе из Школы группа молодых мужчин вальяжно разместилась на скамейке, пишет " КП ". Каждую проходящую старшеклассницу Они сопровождали какими-То репликами на своем языке И хохотом. Девчонки, краснея, ускоряли шаг. Директор попросил не выделять номера Школы, сказав журналисту: " по другому Мне конец!"

Этнокультурные Школы

Выход из ситуации можно обнаружить в спецпрограммах И дополнительных учебных курсах, которые бы смогли помочь адаптации Приезжих учеников в наших образовательных учреждениях, научили Их уважению К новой родине. В столице России, где с этой проблемой столкнулись ранее иных городов, власти пытаются обнаружить Выход.

в столице с 1991 года открываются Так называемые Этнокультурные Школы. Это госучреждения, большая часть учеников где - Дети одной национальности. Занятия по родной культуре тут не факультатив, А обязательные уроки. Они стоят в школьном расписании И занимают четверть всего учебного времени. Среди полутора тыс. столичных школ подобных учреждений 130. Этнокомпонент наиболее разнообразный: Грузинский, Армянский, Азербайджанский, Литовский, польский, украинский, Еврейский, Татарский, Турецкий, Корейский И Даже хинди. Помимо этого, есть 14 учреждений, где углубленно изучают русскую культуру.

" Первую этнокультурную Школу Мы создали Для армянских иммигрантов из Карабаха И зоны землетрясения, - поведала специалист по этнокультурному образованию Наталья Ваганова из Московского отдела образования.- Приезжих в тот момент было немного, в этнокультурной школе Они постепенно адаптировались К жизни в столице. Сегодняшних мигрантов много, Они буквально другие. Дети Еще погружены в ту, свою, культуру, в собственные порядки. А Им нужно Как можно скорее ассимилироваться ".

Проблема в том, Что в современные Этнокультурные Школы чаще всего приходят Дети из образованных семей, где понимают, насколько важно хорошо знать русскую культуру, При этом не растеряв своих корней. А ребята небогатых родителей, рыночных торговцев или рабочих Со строек, отправляются в ближайшую Школу - туда, где возьмут, подчеркивает " КП ".

Но за последний период времени И К школьным учреждениям с этнокультурным компонентом возникли жалобы. Руководитель комиссии Мосгордумы по межнациональным И межконфессиональным отношениям Игорь Елеференко не Так давно признал: " Жители микрорайонов недовольны тем, Что в столице России работают Школы с этнокультурным компонентом. Они усматривают в этом ущемление прав иных национальностей ".

Выход предлагается простой: диаспорам предложено создавать собственные Этнокультурные центры. Хочешь научить детей языку И традициям своего народа - Добро пожаловать в центр. Во внеурочное время И за свои деньги.

Государственный язык Как иностранный

в части образовательных учреждениях Для адаптации Приезжих вводят новый предмет - " Русский язык Как иностранный ". Педагоги-филологи проходят курсы увеличения квалификации. Но здесь есть одна закавыка: если ребенок учил язык Как иностранный, Это означает, И окончательный экзамен Он тоже обязан сдавать не по Русскому языку, А по " Русскому Как иностранному ". А Для этого нужно менять систему итоговой аттестации выпускников.

Еще в 2000 году в Южном округе столицы открыли экспериментальный языковой класс Для детей иммигрантов. Малышей от 6, 5 до 8 лет готовили Для поступления в обычные общеобразовательные Школы. Эти " нулевки " дали неплохой результат.

Через пару лет появились аналогичные группы, Но Для более старшего возраста - от 9 до 12 лет. Кроме русского языка Как иностранного, Детям стали давать ускоренный Курс по математике И окружающему миру. Дело в том, Что уровень подготовки у детей мигрантов часто сильно отстает от нашей стартовой Школы. А определенные Дети из-за частых переездов семей по разным городам России Просто не имели возможности нормально учиться.

В настоящее время московские власти предполагают создавать " Школы русского языка " Для мигрантов. Даже подписан соответствующий приказ. Эти заведения будут действовать При общеобразовательных или вечерних образовательных учреждениях. Курс обучения - 1 год. Чтобы поступить в такую Школу, Детям предполагается пройти тестирование: в какой группе по уровню знания языка Будет иметь возможность заниматься каждый ученик. После окончания ребят будут распределять по обычным московским школьным учреждениям.

такой способ помог бы решить проблему с приезжими детьми, если только не одна деталь: в " Школу русского языка " ребята-мигранты поступают только по желанию. А его-То Как раз часто И не Иногда у Приезжих. По этой причине охватить Всех детей, плохо говорящих по-русски, такой подготовкой не получится.

Однако обучение Русскому языку И основам российского уклада жизни требует дополнительных занятий И не понятно, кто Их Будет оплачивать. Школьный бюджет чуть ли потянет, А мигранты воспримут плату за Занятия Как очередное притеснение.

" Семьи у Приезжих часто многочисленные, А работают только отцы, - объяснила Мне Директор Школы в районе станции метро " Молодежная ".- Никаких документов О многодетности, по которым положены льготы, у них, Как правило, нет. Вы Даже не представляете себе, каких усилий Мне стоит ежемесячный сбор денег на охрану. Ведь Они платят не за одного ребенка, Как наши, А за двоих-троих. То же наиболее касается школьного питания.

Дети мигрантов не имеют возможность учиться из-за переездов родителей

Еще одна головная боль учителей: приезжие Семьи нередко меняют место жительства. На каждого ребенка учебное заведение обязана вести личное Дело. В этом ученическом паспорте отмечаются успеваемость И пройденные курсы по предметам. Семья мигрантов может в разгаре учебного года взять И исчезнуть из района. А " всплыть " в противоположном конце столицы. При этом личное Дело остается в предыдущей школе. Определенные Семьи Так И оставляют Все информацию об учебе своего чада. А очередной Директор ломает голову: Как не нарушить Закон " об образовании " И принять новичка в Школу, Но При этом обойтись без личного дела. Кстати, нечистым на руку школьным начальникам Эта неразбериха дает Еще один способ заработать - новоприбывшие мигранты, привычные К постоянным поборам, охотно отдают деньги за То, Чтобы Их ребенка без прописки И личного дела приняли в столичную Школу.

в ближайшем будущем министерство по образованию И науке планирует вводить систему подушевого оплаты школ. Общий годовой бюджет учреждения Будет рассчитываться Так: число детей умножается на фиксированную стоимость обучения одного школяра. И Как Будет трудиться новая система, когда часть учащихся на протяжении учебного года безостановочно переходит из одной Школы в другую?

Завлабораторией Московского института открытого образования Елена Найденова внесла предложение другое решение: " Детям, приезжающим в столицу России ненадолго, нужно учиться в образовательных учреждениях При посольствах. Сегодня за обучение детей Приезжих платит не Их страна, не фирма, пригласившая родителей ребенка трудиться в столицу России, А столичный бюджет. При этом на обучение мигрантов заложены деньги в бюджете Их страны!"

Справка: 46 садиков И школ с " национальным " уклоном

по данным Московского отдела образования, Сегодня в столице России работают 46 садиков И школ с этнокультурным компонентом:

Азербайджанский - 2
Армянский - 1
Белорусский - 1
Грузинский - 3
Греческий - 1
Еврейский - 8
Корейский - 1
Китайский - 1
Литовский - 1
Молдавский - 1
Немецкий - 1
Русский - 19
Татарский - 4
Турецкий - 1
Многонациональный - 2

Еще в 84 образовательных учреждениях ведутся разные Этнокультурные программы.

Как решают проблему за рубежом

Во Франции, Чтобы поступить в государственную Школу, мигранту нужен только вид на жительство. Для детей Приезжих не предусмотрены специальные классы или курсы адаптации. Лучшая адаптация, считают французы, не Так давно пережившие погромы в мигрантских кварталах, - свободное погружение в языковую среду страны пребывания.

Со школьными межнациональными проблемами ранее иных столкнулись США. Но И у них Для мигрантов не предусмотрено обязательных тестов на знание языка И культуры. Все Дети Приезжих не проходят никакой адаптации, А направляются в обычные общеобразовательные Школы.

в Швеции, где проживает больше миллиона беженцев (Все население страны насчитывает девять млн. человек), в каждой коммуне (районе) открыты языковые курсы. На них приезжие совершенно бесплатно учат не только шведский, Но И английский язык, которым бесприпятственно обладает Почти Все население Королевства .

97601
В руководстве РФ поведали о встрече Путина с послом Ирана после катастрофы вертолета Раиси

Путин провел телефонный разговор с исполняющим обязанности президента Ирана Мохбером

Винтокрылый аппарат с Раиси разбился из-за технической неисправности, заявили иранские СМИ

Церемонию прощания и похороны Раиси назначили на 23 мая

В конгрессе США поведали о готовности применить любые меры к МУС в случае ордера на содержание под стражей Нетаньяху

Байден отклонил обвинения МУС в адрес Нетаньяху

США проявили лицемерие в оценках решений МУС по России и Израилю, уточнил Антонов


Новости дня
Новости недели
Rambler's Top100
Copyright © It's  Now!